Что просто, то и всех драгоценней

Се агнец Божій, вземляй грЂхи всего мЂра, сим крещшимся данная, яко спасет вЂра

Иеромонах Порфирий Кавсокаливит

Совершенной, глубоко философской является наша вера. Что просто, то и всех драгоценней. Так и подвизайтесь в духовной жизни: просто, мягко, без насилия. Душа освящается и очищается изучением творений отцов, песнопениями и молитвой. Предайтесь этому духовному деланию и оставьте все остальное.

Служить Богу мы легко можем и бескровно. Есть два пути, ведущие нас к Богу: суровый и утомительный, с отчаянными выпадами против зла, и легкий, с помощью любви. Многие выбрали этот суровый путь и «пролили кровь, чтобы приять Дух», так что достигли великой праведности. Я же нахожу, что наиболее короткий путь этот – путь любви. И вы последуйте ему.

То есть, вы можете попробовать делать до-другому. Читайте, молитесь и поставьте себе цель приблизиться к любви Бога и Церкви. Не ведите брань, чтобы изгнать тьму из клети вашей души. Пробейте небольшое отверстие, чтобы через него вошел свет, и тьма уйдет.

То же самое касается страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преобразите их в силы, не обращая внимания на зло. Усердствуйте в пении тропарей, канонов, в богослужении и божественной любви. Все святые книги нашей Церкви – Октоих, Часослов, Псалтырь, Минеи – исполнены слов святых, пронизанных любовью ко Христу.

Когда вы с трепетом предадитесь этому, душа ваша кротким и таинственным образом освятится, как вы сами того не почувствуете. На меня произвели впечатления жития святых и, прежде всего, житие святого Иоанна Каливита. Святые – это друзья Божии. Весь день вы можете наслаждаться и получать удовольствие от их подвигов и подражать их житию. Святые были полностью преданы Христу.

Читая таким образом, вы постепенно приобретете кротость, смирение, любовь, и душа ваша станет благой. Не отдавайте предпочтение отрицательным способам для собственного исправления. Не нужно бояться не диавола, ни ада, ничего, потому что они вызывают ответную реакцию.

У меня есть в этом небольшой опыт. Цель не в том, чтобы сидеть, тосковать, утеснять себя ради исправления. Цель в том, чтобы жить, читать, молиться, приближаться к любви, любви Христовой, любви Церкви. Усилия, направленные на то, чтобы соединиться со Христом, – святы и прекрасны, они веселят и душу и избавляют ее от всякого зла.

Любить Христа, возжелать Христа, жить во Христе, как Апостол Павел, который говорил, что «живу уже не я, но живет во мне Христос». В этом ваша цель. Прочие усилия да будут сокрыты в тайне. Царствовать должны лишь любовь Христова.

Это должно быть у нас в голове, в мыслях, в воображении, в сердце, в воле. Самые серьезные усилия должны прилагаться к тому, чтобы встретиться со Христом, чтобы соединиться с Ним, чтобы проникнуться Им.

Оставьте все слабости, чтобы дух противления не узнал, не погрузил и не ввел вас в печаль. Не пытайтесь от них избавиться. Подвизайтесь с кротостью и простотой, без напряжения и волнения. Не говорите: «Вот, сейчас я напрягусь, помолюсь, чтобы стяжать любовь, стать добрым и т.д.». Нехорошо напрягаться и убиваться, чтобы стать добрым.

Так у вас это вызовет даже худшую реакцию. Все должно происходить мягко, ненасильственно и свободно. Не говорите также и: «Боже мой, избавь меня от этого», например, от гнева, печали. Нехорошо молиться или размышлять о конкретной страсти, потому что что-то происходит в нашей душе, и мы запутываемся еще больше.

Бросься стремительно, желая победить страсть, и тогда увидишь, как она обымет тебя, сдавит, и тогда ты ничего не сможешь сделать. Не воюйте прямо с искушением, чтобы оно ушло, говоря: «Забери его, Господи». В таком случае вы придаете ему значение, и искушение вас давит. Потому что, говоря «забери его Господи», вы на самом деле помните о нем и подогреваете его еще больше.

Конечно, должен быть настрой на освобождение, но очень и очень скрытый и тонкий, чтобы не было видно. Пусть он бывает в тайне. Вспомните изречение из Священного Писания: «пусть левая твоя рука не знает, что делает правая». Пусть вся ваша сила будет обращена на любовь к Богу, на служение Ему, на прилепление к Нему.

Таким образом, избавление от зла и слабостей будет происходить тайно, так что вы об этом не будете знать, без труда. Вот именно так я и стараюсь делать. Я обнаружил, что это самый лучший способ освящения, бескровный.

То есть, лучше предаваться любви, изучая каноны, тропари, псалмы. Это чтение и наслаждение, сам того не понимаю как, возводит мой ум ко Христу и доставляет сладость моему сердцу. Одновременно я молюсь, раскрыв руки с трепетом, любовью, радостью, и Господь возводит меня к Своей любви. Именно в этом заключается наша цель, которой мы должны достигнуть.

Ну что скажете, разве этот путь не бескровный? Есть много других способов, например, воспоминание об аде, диаволе и смерти. Так от страха и размышлений ты будешь избегать творить грех.

Я, наименьший, не следовал в своей жизни тем способам, которые утомляют, порождают ответную реакцию и зачастую приводят к противоположному результату. Душа, и особенно весьма чувствительная, радуется любви и воодушевляется, укрепляется и преображает, преобразует и изменяет все отрицательно и безобразное.

А потому я предпочитаю легкий путь, т.е. тот способ, который достигается изучением правил святых. В правилах мы найдем те способы, которые употребляли святые, преподобные, подвижники и мученики.

Хорошо бы совершить это «похищение». Будем делать то, что делали они. Они бросились навстречу любви Христовой. Отдавали ей все свое сердце. Похитим же этот их способ.

Старец Порфирий Кавсокаливит, Слова о духовной жизни

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий