Чудесный лов

Священник Павел Адельгеймсвященник Павел Адельгейм

 Господь Иисус Христос пришёл на берег Геннисаретского озера. Его окружало множество народа. У берега стояли две лодки, а рыбаки неподалёку мыли сети. Иисус вошёл в одну из лодок и попросил Петра отплыть немного от берега и учил народ.

Когда кончил говорить, сказал Петру: «Отплыви на глубину и закинь сети для лова». Петр ответил: «Учитель, мы ловили всю ночь, и ничего не поймали. Но послушаюсь и заброшу сети». Если ночью, во время, благоприятное для лова, не поймали, можно ли рассчитывать, что поймаешь среди дня? Улов оказался таким обильным, что Петр не смог вытащить сеть один и позвал на помощь другую лодку. Обе лодки наполнились рыбой. Петр припал к ногам Иисуса и сказал: «Уйди от меня, Господи, ибо я человек грешный». Евангелист объясняет, что ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого удивительного лова.

В описанном событии Господь явил Свою Божественную власть над природой. Чудесный лов открывает нам Господа Иисуса Христа, как Владыку творения. Нас радует сознание Божественного присутствия, Его силы и власти, пребывающей с человеком. Мы зовём: «Бог Господь, и явися нам». Мы радуемся, что «С нами Бог». Это законное переживание религиозной души.

Отчего же присутствие Божие привело Петра в ужас? Это тоже законное религиозное переживание. Петр осознал, что Бог не только всемогущ — Бог свят, а человек грешен. Ему стало страшно своей греховности в присутствии Христа. Он увидел пропасть, разверзшуюся между Богом и человеком. Это не пространственная пропасть, а нравственная. Обращаясь к Богу, человек склонен забывать о своём действительном состоянии. Мы призываем Бога и хотим, что бы Он явился нам. Но в каком жалком виде мы можем оказаться перед ним! Нельзя забывать о своём недостоинстве, иначе может показаться, что ты тоже по ту сторону пропасти, что ты уже в Царстве Божием. Но в Царстве Божием царствует Бог. В своём сердце я вижу иного владыку. В нём господствуют злые страсти и грех. «В членах моих вижу иной закон, воюющий против закона ума моего и пленяющий меня законом греховным, сущим в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (Рим.7, 23-24). Значит, живу я не в Царстве Божием. А где же?

До последнего времени сохранялась в Москве улица с мучительным названием «Безбожный переулок». Подумаешь: как неприятно жить на улице с таким названием! По существу же, все мы живём в безбожных переулках. В Царстве Божием живут праведники. Царство Божие там, где царствует Бог. Грешники живут в безбожных переулках, где царствует грех. И каждого, живущего в безбожных переулках, охватывает священный ужас, когда приблизится к нему Бог. В таком священном ужасе припал Петр к ногам Иисуса.

Священный ужас перед святым Богом мы выражаем в поклонении. В Ветхом завете мы часто встречаем выражения: «пал лицом на землю» (1Цар.24,9); «поклонился до земли» (Быт.18,2); «поклонился лицом до земли» (Быт.19,21); «поклонился Господу до земли» (Быт. 24, 52). Такие выражения встречаются и в Новом завете: «Пристрашным же бывшим им и поклоншим лица на землю» (Лк.24,5). Наши поклоны в домашней и церковной молитве выражают страх Божий, как законное религиозное переживание.

Но как же тогда понимать заповедь воскресшего Господа: «Не бойтесь!» (Мф.28,10)? Какой страх запрещает Господь? Этой заповедью Христос отделяет страх Божий от страха животного, который недостоин христианина. Страх животный- это страх за себя, за свою самость. Страх лишиться благополучия и удовольствий, страх боли и нищеты, страх болезни и смерти. Страх животный выражает наш эгоизм. Господь заповедует «не бойтесь», ибо на пути к Богу необходимо преодолеть нравственную пропасть. Это преодоление называю подвигом. Через пропасть ведёт не мост, а неверные волны моря. Петр просит: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Иисус же сказал: иди. Выйдя из лодки, Петр пошёл по воде, чтобы придти к Иисусу. Но видя сильный ветер, испугался, начал тонуть и закричал: Господи!, спаси меня» (МФ14, 28-30). Всего несколько шагов сделал Петр навстречу Иисусу. Пока ему хватало мужества верить Иисусу, не боясь за свою жизнь, вода была ему опорой. Он испугался ветра и волн, и стал тонуть. Дерзновение покинуло его. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10,28).

Так разделяется страх животный- боязнь за себя, от страха Божия- сознания ответственности перед Богом за свою жизнь. Страх Божий- переживание, противоположное легкомысленному отношению к жизни. Страх Божий даёт человеку мужество пойти навстречу лишениям, скорби и смерти. Страх Божий ведёт к подвигу и полагается в основу любви к Богу. Ветхий и Новый заветы, и святоотеческий опыт говорят, что в основу духовной жизни следует полагать страх Божий. «Начало премудрости- страх Господень». «Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». «Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас». Словно продолжая мысль «Премудрости», авва Дорофей посвящает четвёртую главу своей книги поучению о страхе Божием, о том как приобрести христианину страх Божий.

Святые отцы дают несколько практических советов. Первый совет: ежедневно вспоминать о смерти. «Помни последняя твоя, и вовеки не согрешиши». Ежедневно за вечерней молитвой следует подумать о конце своих дней, о Страшном суде Божием и вечности, раскрывающей нам свои объятия.

Второй совет: ежедневно после вечерней молитвы принести Богу покаяние за все дела, слова и помыслы прошедшего дня. Пересмотреть прожитый день и проверить совесть: различить доброе в себе от худого и осудить себя за совершённые грехи. Вечернее покаяние отрезвляет совесть.

Третий совет: сближаться с людьми, имеющими страх Божий. «Со избранными избран будешь, со строптивым развратишься». В своих знакомствах с людьм и надо быть внимательным и осторожным. Подвижники уклонялись от общения с людьми дерзкими, легкомысленно относящимися к нравственным принципам и образу жизни.

Четвёртый совет: избегать вольного обращения с людьми. Когда мы впервые встречаемся с человеком, мы относимся к нему внимательно, предупредительно, вежливо. Привыкая к человеку, мы теряем осторожность в отношениях и можем обращаться с ним бесцеремонно. Святые отцы заповедуют благоговейно относиться к человеку с начала и до конца. Человек- образ Божий, живая икона. Один из отцов говорит: ты увидел брата- ты увидел Бога. За богослужением священник кадит святые иконы, а затем всех предстоящих. Почему грешным людям воздаётся каждение, как и святым иконам? Потому, что каждый человек – живая икона Божия, Его образ. Мы с благоговением прикасаемся к иконе. С таким же благоговением следует христианину относиться к другому человеку. Да, конечно это не просто, как и вся христианская жизнь. Часто бывает трудно разглядеть в человеке образ Божий. Это задача, это служение.

Если мы приложим усилия выполнять отеческие советы, страх Божий войдёт в нашу душу и станет в ней началом премудрости и любви.

Источник:  ЖЖ «священник Павел Адельгейм»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий