Диаконат в посланиях Игнатия

 Анастасий Д. Салапатас
«THEOLOGIA», Vol.70 [1999], Issue 2–3, pp. 513–520

Вступление
(Игнатий и его писания)

 Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский  Игнатий, живший и осуществлявший свое епископское служение во времена так называемой Древней Церкви, является исключительной личностью в христианском мире, «человеком, всецело преданным Церкви»1.

Церковная история сохранила весьма скудные сведения об Игнатии, большинство из которых содержатся в его собственных писаниях. Но его послания не являются текстами историко-биографического характера, поэтому они и содержат лишь несколько деталей, говорящих о личности их автора.

Нам известно, что он был вторым епископом Антиохии, начавшим свое служение около 70 года от Р.Х., чем подразумевается, что он лично знал некоторых Апостолов. Социальное окружение, в котором он вырос, скорее всего было если не греческим, то по крайней мере находившимся под сильным влиянием греческой культуры (к этому заключению нас приводят его работы).

Во время гонений, воздвигнутых императором Траяном, Игнатий был схвачен и доставлен в Рим, где ему предстояло принять мученичество. В настоящее время общепринято считать, что его казнили на римском стадионе, именуемым Колизеем, приблизительно между 107 и 117 годами.

Он называл себя «Феофорос» (Теофорус), весьма характерное для христиан именование, означающее «Богоносец». Это прозвание должно было подчеркивать духовную близость, которую он испытывал ко Христу. Память св. Игнатия совершается в Православной Церкви 20-го декабря (ст.ст.), а в Римо-Католической – 1-го февраля.

Незадолго перед смертью он написал семь посланий в следующем порядке: к Ефесянам, к Магнезийцам, к Траллийцам, Римлянам, Филадельфийцам, Смирнянам и к Поликарпу. Первые четыре были написаны из Смирны, а три последних – из Троады (Малая Азия).
Послания Игнатия, написанные в относительно раннее время, «сыграли важную роль в богословской мысли Церкви, и занимают центральное место в ученых дискуссиях об истоках христианства»2 .

Значение посланий так велико в основном потому, что в них мы впервые находим ясное и прямое упоминание об имеющемся в Церкви служении трёх степеней и их соотношении между собой, указание на центральную среди этих чинов роль епископа3.

Тексты эти имеют огромную важность для всего христианского мира, и именно из-за них Игнатий признан «первым великим богословом послеапостольского периода и первым Отцом и Учителем Церкви»4 .

Цель различных упоминаний о диаконах в посланиях Игнатия

Послания Игнатия действительно полны упоминаний о диаконах и диаконских обязанностях в ранней Церкви. Однако, упоминания эти не составляют главную тему ни одного из Посланий.

Диаконская тематика возникает в этих текстах лишь как часть более широкого обсуждения, касающегося полномочий всех трех степеней церковной иерархии. Упоминается же эта тема во всех посланиях, кроме послания к Римлянам.

Впервые в церковной истории три священнических чина упоминаются вместе, именно в том порядке, в каком мы их знаем и ныне. Диакон помещён на самый низкий уровень, или первую степень христианского церковного служения, в то время как пресвитер – на вторую, а епископ на третью и очевидно, что высочайшую.

Игнатий очень четок в вопросе церковного служения. Он совершает огромный вклад в церковную историю тем, что:

1. поименовывает все три чина (диакон, пресвитер, епископ)5 ;
2. поясняет их функции, богослужебные и пастырские, как они понимались в его время6 ;
3. показывает различие этих функций и их раздельность между собой7 ;
4. трактует тройственное церковное служение, как служение земное и видимое, прообразующее собой небесное8, и
5. подчеркивает идею единства в Церкви в согласии с единством, существующим внутри Святой Троицы.

Игнатий абсолютно уверен, что диаконы, пресвитеры и епископы «поставлены согласно с волей Иисуса Христа»9 . Он стоит на той точке зрения, что диаконы, пресвитеры и епископы определенно являются особой категорией лиц, призванных к служению верным. Своим «пророческим гласом»10 Игнатий призывает верных внимать11 им.

Таким образом, становится вполне понятным, что упоминания о диаконах у Игнатия выступают как часть его теории о полномочиях и служении церковной иерархии.

Взаимоотношения епископа с диаконом по Игнатию

В Посланиях Игнатия встречается много интересных мест, где упоминается духовная, пастырская и литургическая связь между епископом и диаконом. Некоторые из них носят символический характер, остальные же вполне реалистичны.

Епископ Игнатий называет диаконов «сотрудниками» и «сослужителями»12 , что несомненно является очень важным выражением именно символического характера, которое показывает, как высоко епископ ставит диакона. Слово«sundouloV» означает, что они оба (как епископ, так и диакон) идут по одному духовному пути; они веруют и следуют одному и тому же Христу, и перед Ним несут духовную ответственность.

Диакон «повинуется епископу». Здесь есть что обсудить, но в нашем случае мы предпочли бы только указать на некоторые вопросы. Каковы эти сферы, в которых диакон повинуется епископу? Административный уровень? Связано ли это с пастырской деятельностью и ответственностью, которые диакон возможно здесь имел? Или это относится к богослужебным функциям диакона?

Факт то, что во всех творениях Игнатия диакон показывается «помощником епископа». Он исполняет волю епископа, как Иисус исполнял волю Отца. В то же время Игнатий ценит его «сладчайшим себе», которому «вверено служение Иисуса Христа».

Согласно Шеделю, «у Игнатия видны особо тесные узы, связывающие между собой епископа и диакона»13 . Истолковывая их, он полагает, что «возможно, это отражает раннюю стадию в развитии церковных степеней священства, когда эти чины еще не разграничивались пресвитерством. Хотя возможно, что другие факторы достаточно объясняют то особое внимание, которое Игнатий уделяет диаконам: их активная роль в практических вопросах; в особенности, их служение лично Игнатию; и особое отношение к отводящейся им Игнатием роли в оказании поддержки тем, чье положение порой оказывается затруднительным»14 .

Поскольку же затронуто взаимоотношение между диаконом и пресвитерами, то упоминается таковое у Игнатия лишь однажды, где говорится, что диакон «повинуется пресвитерству»15 . Этот род отношений обозначен недостаточно ясно «вероятно потому, что не являлся существенным в определении диаконских функций»16.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий