Древний патерик. Глава двадцать вторая

21. Вопрос: Хорошо ли жить в пустыне?

Ответ: Сыны Израилевы, когда освободились от искушения Египетского и жили в шатрах, тогда узнали, как должно бояться Бога, ибо бесполезны были для них корабли среди волнующегося моря; когда же вошли в пристань, тогда стали производить куплю. Так и человек, если не утвердится на одном месте, не получит уразумения истины. Ибо паче всех добродетелей избрал Бог безмолвие, потому что написано: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих?»

22. Вопрос: Хорошо ли быть посредником при споре брата?

Ответ: Избегай сего, ибо написано: отягчают уши свои, чтобы не слышать суда, и смежают очи, чтобы не видеть неправды.

23. Вопрос: Как полезно жить человеку в одиночестве?

Ответ: Ратоборец, если не будет бороться с людьми, не может научиться искусству побеждать, когда выйдет на единоборство с противником. Так и монах, если не будет прежде учиться с братиями и не изучит искусства помыслов, не может жить одиноким, и противостоять помыслам.

24. Вопрос: Если будет нужда идти для беседы с женщинами, как нужно встречаться с ними?

Ответ: Эта нужда от диавола; ибо много нужных предлогов имеет диавол. Если и будет нужда идти для беседы с женщиною, не допускай ее говорить лишнее, и сам ты, если станешь говорить, кротко изложи твою нужду, и отпусти ее. Поелику, если умедлишь с нею, знай, что зловоние ее расстроит твой помысл.

25. Вопрос: Каким помыслом может человек удержаться от оглаголания?

Ответ: Как принимающий огонь в пазуху обжигается, так принимающий участие в беседах людских не может остаться чистым от оглаголания.

26. Вопрос: Ночные видения от диавола ли суть?

Ответ: Как днем чуждыми помыслами отвлекает он нас, чтобы не прилежали мы к молитве, так и ночью занимает наш ум видениями, чтобы препятствовать чистоте во время сна.

27. Вопрос: Что должно делать человеку, когда во сне придет ему искушение в поругание плоти?

Ответ: Если кто-либо найдет противника своего спящим и станет попирать его ногами, не может попирающий ругаться над тем, кого попрал, ибо не победу приобрел, а более осуждение себе; так и искушение, случившееся во сне, не действительно.

28. Вопрос: От чего может человек получить благодать любить Бога?

Ответ: Когда кто увидит брата своего в прегрешении и станет вопиять к Богу о помощи ему, тогда получит уразумение, как должно любить Бога.

29. Вопрос: Приобретением каких добродетелей, или сохранением каких заповедей может человек спастись?

Ответ: Четыре суть добродетели, придлежащие человеку: пост, и молитва, и рукоделие, и телесное целомудрие. Противоборствуя сим добродетелям, сатана изверг Адама из рая, запнув его вкушением, и введя в стыд, понудил его бежать, чтобы скрыться и не прийти пред Бога, дабы не было прощено ему прегрешение, когда бы поклонился Он Богу. Когда же Адам изгнан был из рая, вознамерился диавол леностью осудить его на другие прегрешения, надеясь впоследствии отчаяньем удержать его в своей власти. Человеколюбец же Бог, зная злокозненность диавола, дал Адаму работу, сказав: обрабатывай землю, из которой взят ты, чтобы Адам, заботясь о деле, мог удалиться от злокозненности диавола. Итак, диавол устремляется против поста, против молитвы, против рукоделия, ибо рукоделие отсекает многие злые козни его; устремляется же он и против целомудрия. Если же кто способен будет к деланию сих четырех добродетелей, то будет обладать и всеми иными добродетелями.

30. Вопрос: Что сделавши получает человек дарование сих добродетелей?

Ответ: Если кто хочет изучить это искусство, то оставит всякое иное попечение, уничижит себя самого, и за смирение получает дарование искусства. Так и монах: если оставит всякую заботу человеческую, и уничижит самого себя паче всякого человека, не думая, что он лучше кого-либо, или равен кому-либо, тогда добродетели, найдя в нем делание, придут сами собою; ибо сказано: «еще глаголющу ти, речет: се приидох».

31. Вопрос: Как может человек узнать, что его молитва благоприятна пред Богом?

Ответ: Если не сохранит человек того, чтобы не обидеть ближнего своего каким бы ни было делом телесным или душевным, молитва его будет гнусна, и не будет принята Богом. Ибо стенания обиженного не допустят молитву его дойти до Бога. И если не примирится скоро с ближним своим, во все время жизни своей не очистится от грехов своих; ибо написано: «елика свяжете на земли, будут связана и на небеси».

21 Глава                               Глава 23

  Текст воспроизводится по изданию:
Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд.
М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1899.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий