Духовный алфавит

Старец Иосиф Ватопедский

Старец Иосиф Ватопедский

Афон. По Промыслу и домостроительству Божию, на долю Афонского полуострова выпал исключительный жребий — непрерывно теперь уже продолжать традицию Студитского монастыря, которая, в конце концов, перешла в безсмертное Паламитское богословие, являющееся славой нашего святоотеческого предания и всего Православия.

Беспопечение. Состояние современного общества во многих отношениях вредно и неблагоприятно для желающих жить благочестиво (ср.: 2 Тим. 3, 12). Весь механизм его хитросплетений приводится в действие маммоной,богатством неправедным, и он не хочет подчиниться Божественной воле, а хочет главенствовать. Все в этом механизме налажено для того, чтобы направить человека по широкому и пространному пути, который, несомненно, имеет конец, противный человеческому предназначению. На тесном и узком пути, который ведет в жизнь (см.: Мф. 7, 13-14), различные ограничения препятствуют тому, чтобы соблазны увлекали и обманывали чувства, поскольку падший человек уже стал жертвой всевозможных воздействий. Чтобы защититься от них, мы должны сохранять беспопечение, то есть безучастие ко всему, что нас не касается. Это представляется сегодня почти невозможным...

Между тем, беспопечение является самым подходящим средством нашего освобождения от различных воздействий, от всего, что нас ежедневно соблазняет и увлекает. Ум, свободный от многопопечения, по своей природе устремляется к Богу, первому и главному Началу всего. Это стремление рождает в нас ревность, которая делает гнев орудием против греха и порока. Тогда человек, будучи вооружен, может противостать невидимым врагам: начальством и властям тьмы века сего, духам злобы поднебесной(ср.: Еф. 6, 12). Тогда от Божественного страха рождается любовь к Богу, и человек благодатью Христовой стряхивает с себя скорлупу житейской суеты.

Старец Иосиф Ватопедский

  Война. Как мы ведем войну с грехом в чувственном мире, так же мы должны противостоять помыслам и в мысленном мире, хотя эта война труднее, а помыслы быстры и дерзки в своих угрозах и нападениях. В этой войне нам очень поможет изучение опыта, изложенного в Писании и в отеческих повествованиях. Здесь наш ум черпает силу и с помощью отеческих наставлений защищается от мысленной и невидимой брани. Через это рождается в нас память о Боге, и мы начинаем ощущать действие Его божественной любви, которая непрестанно нас окружает.

С этого момента в нас начинает действовать самое сильное оружие — молитва, без которой не может быть достигнуто ничего. Святые Отцы, истолковывая изречение пророка Давида воутрия избивах вся грешныя земли (Пс. 100, 8), следующим образом объясняют значение этого подвига. Усилия в духовном делании должны прилагаться с самого начала, иначе ум будет рассеиваться памятью о прошлом, по причине свойственного ему парения.

Первый долг на духовном поприще невидимой и многообразной брани есть возделывание ума, откуда постыдные помыслы исходят воутрия, то есть берут начало. Это достигается памятью о Боге от стражи утренния (Пс. 129, 5), а также постоянным призыванием всесвятого имени Его, посредством чего обнаруживается наша ревность к подчинению Его божественной воле.

 Гордость. Кто познал на опыте Божественную любовь, еще издалека чувствует тлетворный дух той отвратительной страсти, которая называется гордостью. Гордость  разлучает человека с Богом, и человек впадает в страшный эгоизм. Так он навсегда может остаться за пределами соединяющей всех любви Христовой. Лишь одной этой богоненавистнической страсти достаточно, чтобы уничтожить человека, как прежде она низринула бесплотных и светлых Ангелов. Гордость — корень и начало многочисленных бед, которые душат измученное человечество. Гордость — это хребет «ветхого человека», тело смерти (Рим. 7, 24), это мерзость запустения, стоящая на святом месте (ср.: Мф. 24, 15). Если это чудовище не будет низвергнуто и изгнано из души, Божественная благодать никогда не приблизится, чтобы принести Божественное просвещение и то, что последует за Божественными дарами,— воскрешение человеческого естества.

Старец Иосиф Ватопедский

 Добродетели. Многие из нас считают заповеди покушением на свою личную свободу и обвиняют Бога в том, что Он предъявляет какие-то требования! Но давайте посмотрим, каковы эти требования? Тот, кто воздерживается, становится свободным от неумеренности. Бедный освобождается от корыстолюбия, умиротворенный — от суеты, целомудренный — от сластолюбия, девственный — от блуда, нестяжательный — от сребролюбия, кроткий — от гнева, смиренный — от тщеславия, послушный — от сварливости, прямодушный — от лицемерия, исповедник — от предательства, мученик — от идолопоклонства. Итак, каждая добродетель, которая возделывается до смерти, является опровержением соответствующего ей зла и греха, и в этом заключается долг нашего разумного естества. В чем же здесь нарушение свободы?

Если Вы, отцы, подражайте мудрости патриарха Авраама, который взял жену простую. Не ища ни богатства, ни благородного происхождения, ни красоты тела, ничего другого, кроме благородства души. А вы, матери, именно так и воспитывайте ваших дев. Вы, женихи, которые хотите взять их, берите со всяким приличием... и всегда прося Бога быть посредником во всех ваших делах.

Если так будете поступать в жизни, никогда не будут иметь место ни разводы, ни прелюбодеяния, ни поводы для ревности, ни ссоры, ни пререкания, но насладимся многим миром и согласием. А когда есть это, непременно последуют и другие добродетели. Поскольку, если жена противоречит мужу, все в доме происходит не так, пусть хоть все в остальном благополучно. А когда есть мир и согласие, ничего неприятного не случается, несмотря на то, что каждый день возникают треволнения бесчисленные.

Если так будут заключаться браки, тогда мы весьма легко и детей сможем привести к добродетели. Ибо, когда мать скромна и разумна, имея всякую добродетель, она непременно и мужа сможет привести в свою любовь. А когда его приобретет, он будет с великой готовностью помогать ей воспитывать детей, и от Бога получит помощь. Если муж помогает в этом благом деле воспитания детских душ, все в доме пойдет благополучно и ничего неприятного не случится, потому что хозяева его благочестивы.

  Жизнь. Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории,— это исполнение заповедей Христовых. Только так мы обретаем разрешение наших постоянных проблем. Нет и никогда не будет другого вспоможения во всем тварном мире, кроме Его избавительной силы. Христос даровал нам все, и в первую очередь основу всего, которая есть познание Бога и вера в Пресвятую Троицу. Через Него мы познали Отца: Отче, Я открыл имя Твое человекам (ср.: Ин. 17, 6). Через Него познали и приняли Святаго Духа: если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7).

Теперь мы имеем способность безошибочно судить о Его Божественных энергиях внутри и вокруг нас, а также различать, что от Бога, а что от врага.

Через Христа и во Христе открывается сущность человеческой природы: что она собой представляет и как совершается ее уподобление Богу, так что больше нет нужды в поиске, откуда человек приходит и куда уходит.

Зло. Что такое страсть? Страсть — это неразумное устремление души за пределы естественного, особенно ради чувственных вещей. Злоба также есть порочное направление помыслов, за которым следует неправильное употребление вещей, злоупотребление и себялюбие. Некоторые убеждены, что не было бы в мире зла, если бы не было некой внешней силы, которая бы нас тянула к нему. Но отцы учат, что зло есть ни что иное, как небрежение естественных сил ума. Орудием против этого небрежения служит хранение ума и контроль над греховными помыслами, чтобы человек не был вовлечен в совершение греха на деле. Одним словом, если естественные силы нашего ума подчинятся Божественному слову и будут контролировать в нас неразумную часть души, тогда не будет в мире ни зла, ни силы, которая влечет к нему.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий