Две крайности: Экуменизм и Зилотство

Две крайности: экуменизм и зилотство. Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос

О Петровом посте

Некий молодой богослов Рождественским постом спросил нас о происшедшем в связи с изменением календаря сокращении Петрова поста: «Допустимо ли произошедшее вследствие исправления календаря сокращение Петрова поста? Не оправдывает ли это сокращение, а в некоторые годы и полное упразднение данного поста, позицию старостилъников?»

Поскольку многих интересует данный вопрос, мы сочли необходимым поместить ответ на него на страницах «Ортодоксос типос» в надежде принести пользу благорасположенным читателям.

Действительно, с введением в Церкви исправленного юлианского (а не григорианского, как утверждают некоторые малограмотные или же заведомо искажающие истину люди) календаря Петров пост сокращается на тринадцать дней, а иногда, когда Пасха поздняя, и вовсе упраздняется. Однако этот факт не может оправдать восстание, которое старостильники подняли против Церкви. Если бы они хотели удержать старый стиль, сохраняя при этом каноническое общение с Церковью, то никто бы им ничего не говорил. Именно так поступили монахи Святой Горы Афон. Кто их осудил?

Сокращение Петрова поста (этот пост, кстати говоря, не был установлен Вселенским собором, но просто издавна вошёл в церковную практику и поэтому не является чем-то безусловным) было осуществлено не тем или иным человеком, мирянином или клириком, но официально Церковью в связи с принятием Ею календарных исправлений. Что же касается других Церквей, сохранивших у себя старый стиль, то Они не прервали общения ни с Элладской, ни с Константинопольской Церквами из-за (произошедшего, к несчастью, как я уже не раз говорил) изменения календаря и сокращения, вследствие этого, Петрова поста, но продолжали оставаться с ними в полном каноническом единстве.

Следовательно, тот, кто порвал канонические связи с Элл адской Церковью, объявил себя сверх-церковью, то есть стал просто-напросто вне Церкви — раскольником или еретиком.

Мне непонятно, почему старостильники с такими взглядами не... анафематствуют всех патриархов, всех епископов, всех клириков, все синоды, все Церкви, всех святых, всех верующих начиная с VII века и до наших дней. Дело в том, что до VII века Петров пост был намного продолжительнее, чем сегодня. Объясню более детально: изначально этот пост длился всего лишь одну неделю. «Через неделю после святой Пятидесятницы, постившийся народ пришёл на кладбище помолиться» (Афанасий Великий, О порицающих его бегство от гонений)1. И «Апостольские постановления»: «После празднования Пятидесятницы, празднуйте одну неделю, а затем одну (неделю) поститесь»2. Независимо от времени начала поста (согласно первому отрывку, он начинался сразу же после Пятидесятницы, то есть на следующий день после праздника3, тогда как, согласно второму отрывку, пост начинался на одну неделю позже) совершенно ясно, что в то время пост после праздника Пятидесятницы продолжался всего лишь одну неделю. (Надо заметить, что в то время праздник святых апостолов ещё не отмечался строго 29 июня. Однако, несмотря на это, данный пост связан с памятью святых апостолов, поскольку именно после Пятидесятницы они были посланы на проповедь). Однако в последующие века этот пост стал значительно более продолжительным. Он начинался сразу же после недели Всех Святых и продолжался до 14 августа! То есть охватывал целиком весь июль месяц. Это означает, что он был самым продолжительным постом в году, значительно превосходя даже Великую Четыредесятницу. (Великая Четыредесятница вместе с Великой Седмицей составляет 48 дней, Петров пост, при поздней Пасхе, составлял 55 дней, а при ранней достигал 89 дней!) Об этом мы имеем ясное свидетельство преподобного Анастасия Синаита, святого VII века: «После же Пятидесятницы — пост, о котором говорится и в постановлениях святых апостолов. Итак, согласно им, после Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а затем поститесь (ранее держали этот пост до времени преподобного Анастасия. — авт.) до Успения Пресвятой Богородицы, святыми же отцами икономии ради он был усечён из-за выпавших на этот период языческих постов..., но, как мне кажется, более из-за нерадения и нежелания людей; простирается же он до праздника святых апостолов, потом — разрешение; затем постимся с начала августа до Успения Пресвятой Богородицы, потом — разрешение» (Анастасий Синаит. О святых четыредесятницах). То есть целый июль месяц из поста выпадает!

Итак, что скажут на это дорогие старостильники, не принимающие никаких изменений древних традиций и постановлений? Если они последовательны, то должны, во-первых, возобновить пост в том объёме, в каком он был до VII века, то есть добавить к нему июль месяц; а во-вторых, отлучить все Церкви с VII века до наших дней, поскольку Они дерзнули сократить издавна установленный пост. При этом старостильники должны отлучить от Церкви и святого Анастасия, который с сочувствием говорит о дерзнувших... на «святотатственное сокращение» и даже называет их — послушайте!— «святыми отцами»! (Возможно ли, чтобы святые отцы когда-нибудь сокращали пост!) Итак, мы ждём вашего ответа!

Среди отлучённых от Церкви, безусловно, окажется и преподобный Федор Студит, который: а) не только не отменил происшедшее ещё до него сокращение поста, но б) ещё и учредил по праздникам, субботним и воскресным дням как в Петров пост, так и в Рождественский, кроме разрешения на рыбу, ещё и разрешение на сыр и на яйца! Вот что он пишет: «В четыредесятницу же святых апостолов рыбу, сыр и яйца не вкушаем, кроме тех дней, когда часы не поем... в субботние же, воскресные и праздничные дни едим вся дважды, пия трижды днем, вечером же дважды. Сие же правило блюдем и в четыредесятницу святого апостола Филиппа»4. Итак, разве не достоин этот святой... отлучения от Церкви?!

Но, пожалуй, ещё больше достоин отлучения от Церкви патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон (XII век), который не только одобряет позднейшее сокращение поста, но и свидетельствует, что в его время от поста, по крайней мере для мирян, осталось только семь дней. «Мы же, размышляя об этом, свидетельствуем, что необходимо предшествуют посты следующим четырём праздникам: празднику святых апостолов, Рождеству Христову, Преображению Христа и Бога нашего и Успению Пресвятой Богородицы, прежде семи дней. Один только четыредесятидневный пост есть святой и великой Пасхи. Что же до того, чтобы более семи дней перед праздниками святых апостолов или праздником Рождества Христова поститься, то сие либо от своего произволения, либо от понуждениямонастырскими уставы, и сие не уничижается».

уже о возмущении и расколе. Я имею в виду многодневный пост перед Воздвижением Честнаго Креста Господня. Только для мирян он был однодневным — сам день праздника Честнаго Креста. Что же касается монахов, то они начинали пост за 4 — 14 дней до праздника! Вот что пишет по этому поводу преподобный Феодор Студит: «Монашествующие же, в честь и славу крестнаго древа, четырнадцать дней хранят, иные же двенадцать, а иные

четыре; весь же народ Христов, в совершенной чистоте хранит день Воздвижения, четырнадцатого числа сентября месяца»5.

Где сейчас этот многодневный пост перед праздником Честнаго Креста? В каких святых обителях его держат? Многие ли монахи знают о нём? Никто не знает и никто не соблюдает! Он исчез без следа...

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что я весьма далёк от того, чтобы защищать упразднения или сокращения постов, несмотря на то что они, кроме поста в среду, пятницу и Великой Четыредесятницы, не были учреждены Вселенскими соборами. Думаю, что данный вопрос нужно оставить так, как он есть, и духовники с рассуждением, пользуясь своей властью, пусть помогают каждому верующему найти свою меру поста. Пусть останутся в стороне изменения и реформы, чтобы не вызывать ими споры и возмущения. Пусть всегда будет на первом месте пастырская рассудительность, чтобы не смущать совесть немощных братии. Пусть наши пастыри не забывают апостольские слова: «Вся ми лет суть, но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают» (1 Кор. 10, 23).

Итак, я не выступаю в защиту какого-либо изменения установленных постов, но просто хочу сказать, что мы, верующие, не можем из-за подобных вопросов поднимать восстание против нашей Церкви, создавать расколы и разделения.

 

«ОРТОДОКСОС ТИПОС», 22. 11. 1985.

 

КОНЕЦ

И ЦАРЮ ВЕКОВ, БЕССМЕРТНОМУ,

НЕВИДИМОМУ, ЕДИНОМУ

ПРЕМУДРОМУ БОГУ,

ЧЕСТЬ И СЛАВА ВО ВЕКИ ВЕКОВ.

АМИНЬ.

1. ΒΕΠΕΣ 131, 36.
2. ΒΕΠΕΣ 1 2, 93.
3. Мы полагаем, что в случае слишком поздней Пасхи, когда между воскресеньем Всех Святых и праздником святых апостолов остается меньше одной недели, пост может соблюдаться на седмице, следующей сразу же после праздника Пятидесятницы (несмотря на то что она и так литургически весьма насыщенна), по примеру верующих времён Афанасия Великого. — Прим. авт.
4.  PG 99, 1713—1716. Этот святой отец, говоря о посте ВеликойЧетыредесятницы, учил, что рыба разрешается не только в Вербное воскресенье, но и в предшествующую ему Лазареву субботу! «Рыбу же никогдаже вкушаем в этот святой пост (Великую Четыредесятницу), кроме субботы и воскресения Вайя, во славу Лазаря, скончавшаго свой пост, и приемля часть в его воскресении»! (PG 99, 1700). - Прим. авт.
5.  PG 99, 1696.

 

Назад                   Начало

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий