Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Антиправосланое Заявление

Продолжение. Начало Здесь

архимандрит Епифаний Феодоропулос

Господин редактор!

Вселенский патриарх, даже находясь на одре болезни (в чём мы ему искренне сочувствуем), не упускает случая продолжать свою еретиколюбивую проповедь. Так, в сегодняшней утренней газете было опубликовано его новое заявление, согласно которому «Filioque» — весьма малое и незначительное различие и не препятствует объединению.

«Что же касается “ПНодие”, то я не считаю его препятствием объе­динению», — заявил он. Однако несколько дней тому назад патриарх, забыв, очевидно, свой призыв к «любви без пределов и границ», пригрозил, что он «исключит из тела православия Русскую Церковь Америки»1, если она и дальше будет добиваться пер­венства «среди других православных Церквей Север­ной и Южной Америки» («Эстия», 31. 03. 1970).

Предупреждение патриарха, безусловно, справед­ливо2, но зададим вопрос: как может ересь «Filioque» не являться препятствием для объединения православ­ных и католиков, а претензии на первенство Русской Церкви стать причиной для отлучения и раскола сре­ди православных Америки? В претензиях на первен­ство уступить невозможно, а в «Filioque» возможно? Что же дальше мы услышим!? Поскольку Его Святей-

и провозгласили свою самостоятельность и от патриаршего синода в Москве, и от Зарубежного Синода в Карловцах, составили т. н. Ав­тономную Русскую Греко-Православную Кафолическую Церковь Се­верной Америки (или американскую митрополию). В 1970 году священный синод РПЦ МП под председательством патриарха московс­кого и всея Руси Алексия I не только признал автономию этой церков­ной структуры, но и даровал ей, от лица Матери Церкви, полную авто­кефалию. Так возникла новая автокефальная Церковь — Православная Церковь Америки, взявшая курс на новое объединение всех православ­ных на американском континенте, независимо от нацональности, в едином церковном лоне (назвать эту Церковь Поместной в строгом смысле этого слова пока нельзя, т. к. она объединяет ещё не всех пра­вославных, живущих на данной территории. В Америке также сущест­вуют приходы РПЦ МП, РПЦЗ, Константинопольской, Антиохийс­кой, Румынской и многих других Церквей. ПЦА является скорее осью, вокруг которой должны собраться в будущем разрозненные этнические общины и составить единую Поместную Церковь всея Америки).

Вселенскому патриархату, с его папистскими претензиями на власть над всей православной диаспорой по всему миру, не понрави­лось ни то, что РПЦ МП даровала ПЦА автокефалию, не испросив на это разрешения у него; ни то, что ПЦА, выйдя из узких этничес­ких рамок, стала призывать к объединению все прочие национальные православные юрисдикции Америки. Это и побудило патриарха Афи- нагора не только не признать новую автокефальную Церковь, но и грозить Ей «исключением из тела православия». (Ни больше, ни меньше! — Чисто папистское самомнение!). — Прим. ред.

Элладская Церковь, вслед за Константинополем, также не признала автокефалию американской митрополии. О. Епифаний, го­воря о справедливости угроз Вселенского патриарха в её адрес, прос­то повторяет официальную точку зрения своей Церкви. — Прим. ред.

шество называет православных традиционалистов, стоящих в церковном предании, лицемерами из-за то­го, что они, молясь о единстве, на практике уклоня­ются от любого шага, ведущего к этому единству, и предлагает им «внести предложения для реального разрешения проблемы, а не выражаться неопределён­но», то мы должны напомнить, что твёрдое, как ал­маз, основание для «реального разрешения» было предложено Константинопольским собором 1895 года: «Для осуществления благочестивого желания объеди­нения Церквей должно быть определено единое общее правило и основание, и этим общим правилом и осно­ванием не может быть ничто иное, кроме учения Еван­гелия и семи Вселенских соборов... Всё же прибавлен­ное или отъятое в позднейшее время... должно быть всеми исправлено... Восточная Церковь готова к лю­бому подобному исправлению. Однако очевидно, что она не сделала ни прибавлений, ни отъятий, но твёр­до и неискажённо «удерживает издревле переданные догматы», тогда как Западная Церковь «исказила их множеством нововведений... Поэтому самым естест­венным путём к единству является возвращение За­падной Церкви к древним догматическим и админист­ративным установлениям».

Это и только это может быть основанием для единства!

С большим почтением, «ОРТОДОКСОС ТИПОС», 10. 04 1970.

Примечание:

1.  До 1917 года все православные на американском континенте, не­зависимо от национальности, считались принадлежащими к Русской Церкви и руководились епископией, подчинённой святейшему синоду в Санкт-Петербурге. После российской революции эта общность распа­лась на множество национально ориентированных юрисдикций. Те русские общины, которые объединились вокруг митрополита Платона.

 

Две крайности: экуменизм и зилотство.
Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос
Издательство: Издательский Дом Святая Гора
Назад                           Вперёд

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий