Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Открытое письмо ко Всечестной Иерархии

архимандрит Епифаний Феодоропулос

Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства!2

Известно, что настоящий журнал, так же как и всё братство во имя Трёх Святителей, является вы­разителем традиционных церковных взглядов. Как и следовало ожидать, журнал неоднократно высту­пал против участия православных представителей, а в особенности клириков, в номинально вселенских, в действительности же всепротестантских3, Советах Церквей.

Мы выступили с протестом, пото­му что были убеждены в том, что подобное участие не принесёт нашей Церкви ничего доброго, но, ско­рее, напротив — один лишь вред. Мы не могли по­нять, что побудило представителей Элладской Церкви участвовать в этих собраниях? Может быть, подготовка почвы и создание предпосылок, пусть даже самых минимальных, для будущего объедине­ния? Но такое оправдание было бы, по меньшей ме­ре, забавным.

Возможно ли существование хотя бы самой сла­бой надежды на объединение, когда протестан­тизм, раздробленный на различные группы числом чуть менее двухсот, не может решить проблему собственного единства? Возможно ли существова­ние хотя бы самой слабой надежды на объединение, когда с течением времени число этих исповеданий не только не уменьшается, но, напротив, увеличивается? Если в несчастном протестантизме когда-нибудь и повеет духом единства, тогда есте­ственным будет осуществление и констатация это­го единства сначала в его собственных недрах и после этого — стремление уже к ещё большему единству. И если мы когда-нибудь увидим, что в протестантизме появилось единомыслие и он стал составлять одно исповедание, то тогда любое наше действие, направленное на достижение единства, будет иметь смысл. Единство в самом протестан­тизме явится неопровержимым аргументом, дока­зывающим искренность его расположения к объединению с другими христианскими конфессиями. Но до этого времени многоглавому протестантиз­му, бесполезно стремящемуся к единству, нужно давать лишь один ответ: «Врачу, исцелися сам».

Что же сверх этого, то от лукавого...

Может быть, эти контакты происходят ради ознакомления протестантов с учением нашей Церк­ви? Но они знают это учение, пожалуй, лучше на­ших представителей. В этом убеждают нас труды многих протестантских богословов. Им недостаёт не знания православного учения, а признания его единственным непосредственно апостольским учени­ем. Неужели, в конце концов, эти связи имеют сво­ей целью обеспечение поставок голландского сыра? Но да умолчим об этом.

Таким образом, честные отцы, мы, не видя ника­кого основания для подобных контактов, с болью наблюдали за частыми встречами с инославными де­легациями и просили Бога просветить наших руко­водителей и положить этому конец. Однако, несмот­ря на это, мы никогда не допускали мысли, что участники конференции, в своём подавляющем большинстве, не являются горячими защитниками и исповедниками основных христианских истин, вели­чайшая из которых — Воскресение Господне.

Но вот из недавно выпущенной брошюры митро­полита Самосского Иринея «Православная Восточная Церковь перед экуменическим христианским движением» мы узнаём о вещах, которые более чем поражают. Мы узнаём о том, что на Амстердамской конференции4 наше предложение о введении в дог­матическую основу5 Всемирного Совета Церквей пункта о вере в Бога Отца, а также предложение ввести в название главной темы: «Распятый Гос­подь — надежда мира» слово «и Воскресший» на Эванстонской конференции6 были отвергнуты протестантским большинством! (Неважно, что они от­вергнуты по причине той или иной целесообразнос­ти — вера не знает целесообразностей). И после это­го наши представители сочли возможным остаться на конференции и не обратились в бегство, отрясая прах со своих ног! Может ли, честные отцы, Ваше воображение представить апостола Павла, пламен­ного проповедника Воскресения, участником подоб­ной конференции после принятия последней подоб­ного решения? Однако Церковь апостола Павла7 смогла остаться членом этого «суетного собора», ко­торый, «исполнив свои десницы»  отрицательными голосами, «скрыти мняше Воскресение Господне»!8

     Честные отцы!

Вы лучше чем кто бы то ни было знаете, что христианство есть вера, неотделимо связанная с Личностью своего Основателя. Истинность или неистинность христианства прямо зависит от Его истинности или неистинности. Истинность же Основа­теля (или Его неистинность) проистекает из собы­тия Воскресения. Если Христос воскрес, то Он действительно Сын Божий, и то, что Он сказал, есть истина. Если Христос воскрес, то действитель­но «падоша демоны и мир свободися». Если Христос воскрес, то «небеса да веселятся, земля же да радуется». Если Христос воскрес, то «от смерти бо к жизни, и от земли к небеси нас преведе, победную поющия»9... Если же Христос не воскрес, то ничего не было, и нас страшно обманули. Если Христос не воскрес, то никто не воскреснет. Если Христос не воскрес, то тщетна проповедь, тщетна же и вера. Ес­ли Христос не воскрес, то мы самые жалкие и нес­частные из всех людей.

      Честные отцы!

Чаша терпения благоговейных иереев и значи­тельной части верных мирян готова переполниться.

Снисхождение к столь многим отступлениям и сог­лашательству день ото дня истощается. Не должно, чтобы полнота Церкви ещё больше печалилась, беспокоилась и стенала, сравнивая вашу исполненную компромиссов линию с несгибаемо твердым поведе­нием римско-католической церкви. Устранитесь от всякого соприкосновения с отрицающимися от ми- роспасительного события Воскресения. Не огорчай­те Господа, участвуя в совместных заседаниях и бе­седах с ними на равных. Вы — представители Еди­ной и Единственной Истинной Церкви. Расторгните всякий союз с поправшими веру в Воскресение.

И провозгласите urbi et orb 10: «Кто слова Господ­ни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения, ни суда, тот первенец сатаны!»11 (Святой Поликарп Смир­нский. Послание к филиппийцам). А с первенцами сатаны Православная Церковь, конечно же, не мо­жет иметь никаких контактов12.

С глубочайшим уважением.

«И ТРИ С ИЕРАРХЕ», апрель 1958 года.

Примечания:
1. Письмо адресовано Священноначалию Элладской Православ­ной Церкви, к которой принадлежал сам автор. — Прим. ред.
2. Здесь и далее курсив соответствует разрядке в статье архим. Епифания. — Прим. пер.
3.   Практически во всех международных экуменических органи­зациях подавляющее большинство членов — представители различ­ных протестантских деноминаций. 2 Имеются в виду периодически проводимые международные ассамблеи ВСЦ, КЕЦ и других экуме­нических организаций. — Прим. ред.
4. В августе-сентябре 1948 года в Амстердаме (Нидерланды) прошла первая (учредительная) ассамблея Всемирного Совета Церк­вей (ВСЦ), крупнейшей на сегодняшний день экуменической орга­низации. Из всех Православных Поместных Церквей только Конс­тантинопольская, Элладская и Кипрская послали на ассамблею сво­их официальных представителей (также на ней присутствовали не­которые румынские православные епископы из США). Все осталь­ные Церкви принципиально отклонили приглашения участвовать в ней, руководствуясь решениями московского совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 года, на котором было признано недопустимым включение православных в экуменическое движение. — Прим. ред.
5.«Базис» («основа») Всемирного Совета Церквей — это статья 1 его Устава, т. е. тот «догматический минимум», который должны принимать все его члены. Первая редакция «Базиса» («христологи- ческая»), принятая на учредительной ассамблее в Амстердаме (1948), требовала от участников Совета только признания «Господа нашего Иисуса Христа Богом и Спасителем». Под влиянием право­славных членов на третьей ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия) был принят новый, расширенный («триадологический») вариант «Бази­са», сужающий круг возможных участников Совета до тех церквей, которые, кроме исповедания божества Спасителя, разделяют также и веру в Святую Троицу — «Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа»... — Прим. ред.
6. В августе 1954 года в Эванстоне (штат Иллинойс, США) прошла вторая ассамблея ВСЦ. На ней присутствовало уже вдвое больше православных участников, чем на первой в Амстердаме. В Эванстоне были представлены Православные Церкви Константи­нополя, Антиохии, Кипра, Эллады, Автономная Греко-Русская Пра­вославная Кафолическая Церковь Северной Америки и Румынская епископия в Америке. — Прим. ред.
7. Основателем Элладской Церкви является святой апостол Павел, проповедавший Евангелие в этих землях (Фракии, Македонии, Эпире, Ахайи и на острове Крит). — Прим. ред.
8. Октоих 3-го гласа. Воскресная утреня, вторая стихира на хватлитех. — Прим. пер.
9. Из канона Святой Пасхи, написанного преподобным Иоанном Дамаскиным. — Прим. пер.
10. «Городу и миру» (лат). — Прим. пер.
11.  Цит. по: Послания мужей апостольских. Киев, 2001. С. 324.
12. Все те сыновние упрёки и скорбные предостережения, которые отец Епифаний смиренно адресует священноначалию Элладской Церкви, к великому сожалению, актуальны и для Русской Православной Церкви Московского Патриархата. С конца 50-х годов прошлого века (и особенно с 1961 года, т. е. со своего вступления
в ВСЦ) наша Церковь также является активной участницей всех экуменических сборищ. — Прим. ред.

Две крайности: экуменизм и зилотство.
Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос

Издательство: Издательский Дом Святая Гора

Продолжение следует

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий