Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Открытое письмо Неизвестным и безымянным святогорским отцам-зилотам

Продолжение. Начало Здесь

архимандрит Епифаний Феодоропулос

Афины, 22 июля 1971 года
Его Преподобию, монаху Никодиму из братства
иеромонаха отца Ефрема, что в Провате,
близ Кариеса, на Святой Горе

Возлюбленные!

Две крайности: экуменизм и зилотство. Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос Несколько дней назад в мои руки попала печатная брошюра объёмом в 32 страницы под заголовком «Ответ на эпистолярный трактат». Брошюра издана священной обителью преподобной Ирины Хрисоволанду в Ликовриси, в Аттике, авторство принадлежит «святогорским отцам-зилотам».

Думаю, что подробный ответ будет излишен, поскольку практически все ваши позиции были мною критически рассмотрены в обширном письме от 23-го числа текущего месяца к монаху Феодориту (Мавросу). В этом письме хотелось обратить внимание лишь на три момента:

1. «Святогорские отцы-зилоты», почему вы не указываете свои имена? Боитесь? Стыдитесь? Или из смиренномудрия? Но защита своих убеждений не высокомудрие, но элементарный долг каждого.

2. На 6-й странице вы пишете, что своё письмо к некоему святогорскому монаху я ≪размножил и распространил по всей Греции, наверняка, даже и за её тесными пределами≫. А на 31-й странице вы пишете, что своё письмо я ≪развеял по всем сторонам света≫. Нет, дорогие мои. Лично я своё письмо никому за пределы Греции не посылал. Но и в самой Греции оно было послано нескольким клирикам и ничтожно малому числу мирян. Всего было послано не более 15 копий. Если кто-то из адресатов письма и не уважил моей просьбы, написанной на каждом письме, не обнародовать рукописи и, сделав с неё копии, разослал их другим, то в этом я ничуть не виновен.

3. На той же 6-й странице вы пишете, что, найдя повод в письме святогорца, задававшего мне вопросы, «я взял на себя труд, конечно; не без некой материальной или же моральной компенсации, написать „Эпистолярный трактат“ убористым почерком на двадцать одну страницу». На 31-й странице вы снова пишете, что и я, и вопрошавший меня монах «предприняли такой труд, несомненно, ради материальной либо же моральной выгоды»...И, наконец, на 19-й странице вы пишете, что были некоторые люди, которые и «поручили мне составить» этот «Эпистолярный трактат».

Дорогие мои! Я прошу вас доказать, что: а) я не по собственному почину, но по поручению других составил вышеупомянутое письмо и б) что я получил за него некое материальное или моральное вознаграждение. Я бы мог направить вас к прокурору, дабы вы узнали, что клеветники не остаются безнаказанными. Но я ограничусь лишь тем, что пожалуюсь на вас читателям настоящего письма как на ревнителей клеветы, а не Православия, как вы сами любите себя называть1.

Я вновь повторяю: предоставьте доказательства своих утверждений. Какое моральное вознаграждение я получил, дорогие мои ревнители? Может быть, хорошее место или повышение по службе? Но, слава Богу, неоднократно на меня оказывали очень сильное давление, буквально принуждая к этим почестям. Члены прошлого Священного Синода ещё живы. Спросите об этом любого из них, например, митрополитов Триккийского Дионисия и Кифирского Мелетия, которые буквально бились (к счастью для меня, безуспешно) со мной недостойным, пытаясь сломить сопротивление, которое я оказывал их попыткам продвинуть меня в митрополиты, а позднее — на должность секретаря Священного Синода... Какие материальные выгоды я получил? Вот уже 13 лет я клирик. Бог ведает, что за всё это время я не получил ни одной драхмы за священническую службу. Я с благодарностью славословлю Господа за то, что могу вместе с божественным апостолом Павлом произнести: ≪Нуждам моим и близких моих послужили руки мои≫.

Проведите ревизию всех касс, государственных, церковных, и даже касс религиозных братств, и если вы обнаружите, что в качестве заработной платы или вознаграждения за какие-либо оказанные мной услуги я получил от них хотя бы одну драхму, то согласен принять от вас публичное поругание. «Лёгким я сделал себя» для моей Церкви и верующих до сего дня. Даже возмещение за расходы, случающиеся временами при исполнении церковного служения (например, при участии в церковном суде), я считал получать ниже своего достоинства. Письма: и то, которое вы осуждаете, и другие позднейшие, адресованные монаху Феодориту (Мавросу), и это, настоящее, — я печатал за свой счёт в частных полиграфических мастерских, тогда как мог бы легко (и бесплатно) сделать это в типографии архиепископии или издательства "Апостолики диакониа"2. Однако я предпочитаю платить из своего тощего кошелька, потому что траты как сил, так и денег на отстаивание своих убеждений дают мне несказанную радость... «Я безумно горжусь. Вы меня понудили!» Боже, милостив ми буди!

Итак, я прошу вас ещё раз привести доказательства своих утверждений о ≪принуждении меня к написанию≫ и о «вознаграждении», чтобы избавиться от клейма лжецов и клеветников. От всей души желаю, чтобы человеколюбивый Бог даровал вам покаяние, потому что лжецы и клеветники не войдут в Царство Небесное.

С великой любовью о Господе...

Афины, 25 ноября 1969 года

 Примечание:

1. Один из любимейших публицистических приёмов ≪истинно-православных≫ всего мира — приписывать всем положительным и вполне искренним делам и словам своих оппонентов самые низкие, а то и злодейские скрытые мотивы. Хорошая иллюстрация тому —их клевета на о. Епифания. В сознание многих «противостоящих» вбита аксиома: «Ничего доброго из World Orthodoxy быть,не может просто по определению». Любое духовно-здоровое явление в жизни «официальных Поместных Церквей» всегда истолковывается ИПХ как «ловушка», «приманка» для наивных православных, как «запудривание мозгов» паствы, как «ложь», «фальшь», «коварство» и «лицемерие». Стоит заглянуть в любое первое попавшееся зилотское издание, чтобы убедиться в этом. Что ж, по древней мудрости, людям свойственно приписывать окружающим те черты, которые на самом деле присущи им самим. — Прим. ред.

2. «Апостолики диакониа» — официальное издательство Афинской архиепископии

Две крайности: экуменизм и зилотство.
Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос
Издательство: Издательский Дом Святая Гора

назад     вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий