Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Ответы господину А. Каломиросу

IV

 Афины, 11 июня 1970.

 Господин редактор!

 Две крайности: экуменизм и зилотство. Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос В номере 590-591 Вашего журнала от 15/28 марта продолжаются публикации заметок А. К., посвященных нашему «Эпистолярному трактату». Прошу Вас, согласно закону о печати, поместить мой нижеследующий ответ в ближайшем выпуске  «И фонитис Ортодоксиас».

На целых пяти страницах своей статьи А. К. старается доказать, что Элладская Церковь по своим убеждениям, ничем не отличается от Вселенской Патриархии. Система его доказательства предельно проста: одно заявление Священного Синода, поступок одного митрополита Северной Греции, мнение одного почившего богослова, два-три примера ≪исправлений≫ в литургической практике, обильное использование  «argumentum ex silentio условно» (аргументов по умолчанию) — и вот епископы Элладской Церкви — все экуменисты, синкретисты, предатели!

Я, естественно, никоим образом не одобряю вышеупомянутое крайне неудачное заявление Священного Синода или действия митрополита и т. д., но и выводы, которые делает А. К., принять невозможно. А. К. не терпит ≪инспекционных и осуждающих актов», принятых без огласки (речь идёт о заявлениях Священного Синода, адресованных Фанару1, американскому митрополиту Иакову и т. д.). «Какую ценность могут иметь, — говорит А. К., — случайные «инспекционные и осуждающие акты», которые остаются никому не известными?» Странное дело! А. К. ли произносит эти слова? Разве он забыл, как поступил сам? Полагая, что руководство той группировки, к которой он принадлежит, одобряет и проповедует заблуждения, он не отделился от неё, не сделал никакого публичного заявления, но подверг критике это заблуждение (спустя три года) в письме, действительно крайне резком, адресованном руководству данной группировки! Однако, поскольку письмо содержит аргументы, сокрушающие почти все позиции А. К., будет не лишним привести здесь из него некоторые выдержки. (Копии данного письма были разосланы А. К. некоторым людям.)

Письмо имеет заголовок: «Мнимая схизма новостильной церкви» и адресовано высокопреосвященнейшему архиепископу истинных православных христиан Греции Авксентию и Священному Синоду.

Вот что пишет А. К.:

«Я пишу Вам, выражая общее мнение и выполняя задание, порученное мне многими членами нашего братства. Мы все были приведены в крайнее смущение, Ваше Высокопреосвященство, тем, что было Вами сказано несколько дней назад в Афинах при встрече с одним из членов нашего братства. Как он рассказал нам, Вы сказали ему, что не признаёте православными иереями наших лучших духовников и не считаете действительными совершаемые ими крещения инославных. Но, Ваше Высокопреосвященство, если Вы действительно так сказали, тогда Вы отрицаете и своё собственное священство. Вы очень хорошо знаете, что и о. П., и о. Е. с самого начала придерживаются старого стиля. Вы знаете, что ни первый, ни второй не поминают вероотступника Афинагора... Причиной, по которой Вы не признаёте членами тела Христова и иереями Православной Церкви наших духовников (а вместе с ними и всех православных старостильных монахов Святой Горы, старостильных монахов на Святой Земле и т. д.) является тот факт, что (до того как униатство Афинагора стало тем препятствием, которое полностью изменяет положение вещей даже там, где его самого нет) монахи Святой Горы и священники других Поместных Православных Церквей, следующие старому стилю, часто вступали и вступают в общение с новостильниками. Для Вас общение с новостильниками приравнивается к общению с еретиками. Это заблуждение явилось главной причиной ряда ошибок, допущенных Вами в Вашей борьбе...

Итак, Вы считаете наших духовников, а вместе с ними и весь православный мир находящимися вне Церкви, потому что они не согласны с тем утверждением, что изменение календаря Элладской Церковью было догматической ошибкой. Если бы изменение календаря являлось догматической ошибкой, то в этом случае, конечно же, Вы были бы правы. Но какой догмат, какую истину нашей веры затронуло изменение стиля? Вы говорите, что оно затронуло догмат веры в Единую Церковь, член Символа веры, где говорится: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Почему же нарушается этот догмат? Потому что, согласно Вашему утверждению, введение нового стиля разделило Церковь на две! Должен признаться, что я никогда не слышал более абсурдного аргумента, аргумента, в буквальном смысле притянутого за уши...

Грех новостильников велик, и я вовсе не намерен этого скрывать. Однако продолжаю утверждать, что, несмотря на всю свою тяжесть, этот грех не смертелен. Их заблуждение затрагивает лишь литургические вопросы, а никак не вопросы истины веры...

Следовательно, введение нового стиля не является ересью и будет хулой на Духа Святого называть еретической целую Поместную Церковь, являющуюся по всему православной, только и только потому, что она допустила одну ошибку из круга литургических вопросов. Вот почему, Ваше Высокопреосвященство, были правы наши духовники, как и все Православные Церкви в мире, общаясь с новостильниками. Взгляните на историю Церкви. Сколькие столетия Церковь терпела папизм, прежде чем предала его анафеме в 1054 году. И, вероятно, она терпела бы его ещё дольше, если бы латиняне сами не откололись от Церкви, положив грамоту с анафемой на святой престол храма Святой Софии...

Так неужели Вы продолжаете настаивать на том, что наши духовники вне Церкви, поскольку имели общение с новости л ьниками? Вы утверждаете, что одни только вы, греческие старостильники флоринского толка, являетесь истинно православными, что все остальные православные во всём мире находятся вне Церкви и лишены таинств и Божественной благодати?..

Но есть и другая причина, вызывающая у нас ещё большее недоумение касательно Ваших взглядов и Вашей позиции... От кого в действительности Вы получили своё архиерейство? Кто Вас рукополагал?

Вы были рукоположены епископом Леонтием, иерархом Русской Зарубежной Церкви (руководимой архиепископом Филаретом), и приснопамятным Акакием, бывшим Таланотийским митрополитом. Но Русская Зарубежная Церковь, к которой принадлежит первый, всегда, как и все другие Православные Церкви, состояла в общении с Элладской Церковью... Второй архиерей, принимавший участие в Вашей хиротонии, — бывший митрополит Таланотийский Акакий. Ещё до вчерашнего дня все сведения, связанные с его хиротонией, были строго засекречены. Но 15 января 1967 года в журнале «И фони тис Ортодоксиас» Вы сообщили, что митрополит Таланотийский Акакий был рукоположен Высокопреосвященнейшим архиепископом Чикагским Серафимом и румынским архиереем,  Преосвященнейшим Феофилом... Последний, как всем известно, был и продолжает оставаться новостилъником...

Но нет, невозможно, чтобы Вы так считали. И Ваш владыка Хризостом, прежде занимавший флоринскую кафедру, так не думал и прямо написал, что он не отвергает Таинств новостильной Церкви, но, напротив, считает, что именно из неё он черпает благодать священства2. Вы так говорите, будучи совершенно с этим не согласны, для того, чтобы не смутить некоторых фанатично настроенных своих последователей, которые, постоянно подвергаясь нападениям крайне фанатичной группировки матфеевцев, боятся, как бы им не отстать в фанатизме и враждебной ограниченности. Но такие Ваши действия не подобают не только иерархам, но даже и светским политикам. Истина является Божественным даром, и мы должны её говорить всегда, во всех ситуациях, невзирая ни на что!

Ваше Высокопреосвященство, есть тысячи благочестивейших людей, которые, не желая предавать веру своих отцов, готовы оставить Афинагора и всех тех, кто его поминает. Эти люди уже давно присоединились бы к Вам, но они понимают, что Ваш (и к сожалению, большей части Ваших священников и проповедников) призыв бросить Афинагора и присоединиться к Вам — означает не что иное, как оставить одно заблуждение и впасть в другое. Ваше Высокопреосвященство, пожалейте церковную полноту. Нас — тех, кто ради своего спасения убегает от всепожирающего огня унии и экуменизма, — много, но мы видим перед собой лишь мутную реку фанатизма. И мы думаем, что же лучше: сгореть или утонуть! Вы и митрополиты Элладской Церкви можете бросить нам спасительный мостик».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий