Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Ответы господину А. Каломиросу

Что же сказать о папском первенстве? В этом вопросе папа Иоанн ничем не отличился от своих предшественников! Посылая своих представителей на выше упоминавшийся Константинопольский собор, он дал им письма адресованные императору, патриарху Фотию и др. В них «папа решает вопрос реабилитации Фотия в духе папистских притязаний (на первенство). Иными словами, пользуясь данными ему Христом через апостола Петра правами, он снимает с Фотия всё обвинение"!. (В. Стефаниду. С. 333). Чего же больше?

Итак, принимая во внимание всё это, можем ли мы сказать, что слова великого Фотия об Иоанне, написанные после смерти последнего, есть плод снисходительной и терпеливой души? Конечно, Иоанн в вопросе, касающемся лично самого Фотия, повёл себя самым достойным образом и признал последнего законным Константинопольским патриархом, в целом относясь к нему с вполне дружеским расположением. Но считать Иоанна вождём Православия, отрицающим всякое латинское уклонение в вероучении и борющимся с ним, однако, у нас нет никаких оснований...

А. К. хочет, чтобы было наоборот? Хочет, чтобы мы считали Иоанна православным на все сто процентов? (Тут мы умываем руки!) Что он от этого выигрывает? Ничего] И вот почему: предположим, что Иоанн был борцом за чистоту Православия, отрицающим латинские заблуждения; но он был главой не только Римской, но всей Западной Церкви и, как таковой, вступал в общение со всеми её членами как с хранящими чистую веру, так и с теми, кто стал приверженцем латинских нововведений, в особенности же с уже официально и неприкрыто исповедующими на протяжении трёх столетий своё заблуждение членами Испанской Церкви! Что из этого следует? А то, что икономия и терпение заблуждений в этом случае перекладываются с плеч Фотия на плечи Иоанна! То есть вместо того чтобы говорить, что православный Константинопольский епископ Фотий был терпелив по отношению к папе Иоанну, можно выразиться и так: православный Римский епископ Иоанн VIII относился терпимо к заблуждениям значительной части епископов Западной Церкви, главой которой он являлся! Если такое заключение устраивает А. К., мы от всего сердца дарим ему его!.. Тогда что же остаётся от обвинений А. К. в том, что «наглой и лукавой ложью» является моё мнение, согласно которому Церковь в некоторых ситуациях по икономии выказывает терпение к заблуждающимся в отношении веры и к их заблуждениям?

Достоин внимания и тот факт, что в процессе разделения 1054 года Православная Церковь на Константинопольском соборе, анафематствовав положенное на Святой Престол папскими представителями письмо, равно как и его составителей и всех согласных с ним, уклонилась от того, чтобы отлучить самого папу! Почему же? Какую цель преследовала Церковь такой икономией? Просто она всё ещё питала слабую надежду на возвращение Рима на правый путь и не хотела сжигать все мосты. Поэтому она сознательно оставила «дверь открытой для примирения и объединения двух Церквей. Именно этим объясняются бывшие с обеих сторон дружеские попытки, которые, к сожалению, оказались бесплодными» (И. Кармирис. «Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви», 2-е изд. Т. I. С. 335).

Итак, является ли «наглой и лукавой ложью» моё мнение о терпимости Церкви?

Наконец, будет нелишним добавить, что святой Нектарий (его книге о расколе А. К. даёт самую высокую оценку) говорит о терпимости Церкви и после разделения 1054 года! Характерно, что святой отец окончательное завершение раскола датирует XIII веком! Вот что он пишет: «Различие в принципах привело мало-помалу к разделению двух Церквей. Взятие Константинополя крестоносцами завершило этот процесс. На протяжении второй половины XII века связи между двумя Церквами временами бывали дружескими... Взятие Константинополя крестоносцами, этими дикими вандалами Запада, поставило на схизме свою печать» («Историческое исследование о причинах разделения». Т. II. С. 92, 96).

С любовью о Господе...

«И ФОНИ ТИС ОРТОДОКСИАС»,
Mi 605-606. 15. 12. 1970.

1. Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский (1043- 1058). Именно при нём произошла «великая схизма» 1054 г., в результате которой общение между Восточными и Римской Церквами было окончательно разорвано. — Прим. пер.
2. Пользуясь непостоянством правителей Болгарии, обращавших свои взоры то на Восток, то на Запад, Римская Церковь в 60-е
гг. IX в. попыталась «прибрать к рукам» новообращённый народ этой страны, среди которого Константинопольский патриархат уже
давно вёл широкую и плодотворную миссионерскую деятельность.
Латинские миссионеры отнеслись очень агрессивно ко всему «греческому» в жизни Болгарской Церкви, видя в этом ересь. Они даже
стали повторно перекрещивать тех, кого ранее уже крестили византийские священники. Латиняне начали активно насаждать в Болга-
рии практику Римской Церкви: Символ веры с Filioque, целибатное духовенство, опресноки на евхаристии и т. д. Вселенский Патриар-
хат, в лице святого патриарха Фотия, естественно, восстал против этих незаконных папских вторжений на его «каноническую террито-
рию» и против западных нововведений. — Прим. ред.

Назад   Начало   Вперёд

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий