Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Эпистолярный трактат. Послесловие

Продолжение. Начало Здесь

архимандрит Епифаний Феодоропулос

Афины, 11 августа 1969 года.

 Дорогой мой отец Никодим, всегда радуйся о Господе.

Две крайности: экуменизм и зилотство. Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос С большой радостью получил от тебя письмо, на которое и отвечаю следующее:

1. То, что вы постановили — прекращение поминовения патриарха, — крайняя граница тех действий, которые позволяют священные каноны. Не переступайте (то есть не начинайте поминать других епископов), потому что в этом случае вы дойдёте до раскола!

Поскольку пока вы этим и ограничились и продолжаете, по вашим словам, ≪оставаться в общении с правящей Матерью-Церковью и всеми Православными Церквами≫, вы стоите на прочном церковном основании. Будьте осторожны — не сделайте следующего шага!

2. Поскольку вы ограничились вышеуказанными действиями и не дошли до отлучения патриарха (как поступили другие), то есть не объявили его отпавшим, низверженным из сана, лишённым благодати, совершающим недействительные таинства и т. д., то вас никто не будет обвинять в протестантизме. 15-е правило Двукратного собора, позволяя лицам прекращать поминовение, до «соборного решения» не разрешает им судить и осуждать еретичествующих епископов. Это есть дело не частных лиц, но собора.

3. Что касается старого стиля, то на эту тему я ещё раньше написал пространную статью, которую тебе пересылаю. Надеюсь, что она поможет в разрешении многих твоих недоумений. Если же что-то останется непонятным, то я готов разъяснить, написав отдельное письмо. Достаточно, чтобы ты сказал мне о своих вопросах.

4. Вам совершенно незачем оставлять старый стиль. Вина старостильников состоит не в том, что они удержали у себя старый стиль, но в том, что они объявили раскольнической Элладскую Церковь и отказались от канонического подчинения ей. Если бы они, сохранив старый стиль, не прервали общения с Элладской Церковью, то тогда бы они не стали раскольниками. Календари, отец Никодим, не спасают. Одно лишь время празднования иудейской Пасхи, говорю я тебе, было определено Богом вплоть до мельчайших нюансов. Но вот однажды к Моисею пришли несколько мужчин и сказали ему:

"Мы были нечисты несколько дней назад, когда совершалась Пасха, то есть 14-го числа первого месяца, и поэтому не смогли отпраздновать ее. Так неужели мы будем лишены празднования? Не принести ли нам дары Господу? " Моисей вопросил об этом Бога, и ответил им: «Каждый раз, когда кто-либо из израильтян не сможет или по причине нечистоты или из-за того, что находился в дальнем путешествии, отпраздновать Пасху в определённый для этого день, то есть 14-го числа первого месяца, пусть отмечает её 14-го числа второго месяца!» (См.:Чис. 9. 6-11). Ты слышишь, дорогой отец Никодим? В Ветхом Завете, во времена господства буквы закона и обрядовых предписаний, существовала такая свобода! Нужны ли комментарии?

5. Ещё я хотел бы разъяснить тебе смысл слов: "право правяща слово Твоея истины"1, потому что вижу в твоём письме некоторое смешение понятий по данному вопросу. Итак, три прилагательных: «цела», «честна», «здрава» и два причастия «долгоденствующа» и «право правяща» — не выполняют функцию определения, но входят в состав сказуемого. То есть, говоря «В первых помяни, Господи, архиепископа нашего...», мы не даём утверждений, что епископ «цел», «честен», «здрав» и «право правит»! Нет! Но просто просим Господа подать епископу честность, здравие и правильное толкование истины и т. д. («...его же даруй Святей Твоей Церкви в мире, цела, честна...»). Мы выражаем пожелание, но не утверждаем] Иначе бы мы были лжецами пред Богом, говоря не только «право правяща», но и «честна» и «здрава», зная, что временами епископ, возможно, бывает не ≪честным≫, но, совершенно наоборот, нечестным, или, может быть, он не здоров, но, напротив, тяжело болен и прикован к постели. Итак, мы молитвенно просим, а не утверждаем это как истину!

Я готов и впредь оказать тебе свою смиренную помощь в любом твоём недоумении.

Прошу у всех святых молитв, остаюсь с великой любовью о Господе Иисусе Христе.

Примечание:

  1. Имеются в виду слова той части молитв евхаристического канона, в которой совершается поминовение правящего архиерея: ≪В первых помяни, Господи, господина нашего Преосвященнейшего (имярек) епископа... (наименование кафедры)... его же даруй Святей  Твоей Церкви в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины≫. — Прим. пер.

 

Две крайности: экуменизм и зилотство.
Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос
Издательство: Издательский Дом Святая Гора

Назад                                  Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий