Из духовной сокровищницы Протоиерея Николая Депутатова

Иисусова молитва

Новая жизнь

Без веры во Христа нам не подойти даже и к порогу новой жизни. Вера зарождается в сердце не от слов человеческой мудрости, а от Слова Божия (Рим. 10:17). Вначале воля Творца открылась через патриархов и пророков, и потом — через Сына Божия.

Ныне мы должны искать источник истинной веры в словах Господа Иисуса Христа. Сам Христос открыл волю Божию Своими устами. Силой Святого Духа (Иоан. 14:26) Он вложил ее в мысль и сердца Своих учеников, которых и послал с проповедью Евангелия (Марк 16:15). Слушающий их — слушает Самого Господа (Лк. 10:16).

Но главной целью пришествия Спасителя на землю было не учительство, а искупление. Одним учением не могло быть спасено человечество. Само по себе учение не дает силы для избавления от греха и коренного изменения жизни. Изменение жизни было необходимо для людей, в самую природу которых глубоко вкоренился грех. Христос и есть Спаситель людей. Он Своим воплощением внес в человеческую природу начало новой божественной жизни. Христианство не учение, а новая жизнь. Можно изучить Св. Писание, но не быть христианином. Эта божественная жизнь, согласно обетованию Спасителя, содержится в Церкви, которая оживотворяется Святым Духом. Церковь Христова стала существовать ранее Писания. Писание не имеет самодовлеющего значения, а является лишь струей в потоке благодатной церковной жизни. «Мы не имели бы нужды в помощи Писания, если бы вели жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа» (свят. Иоанн Златоуст).

Необходимость для нас обращаться к руководству Священного Писания свидетельствует о нашем несовершенстве. «Когда сила Духа низойдет в душу человека, тогда, вместо закона Писаний, в сердце укореняются заповеди Духа, и, достигший совершенства, тайно учится у Святого Духа, не имея нужды в пособии чувственного вещества» (Св. Исаак Сирин).

Изречения Златоуста и св. Исаака понятны тем, кто усвоил правильное понятие о том, что сила Церкви не в учении, а в новой благодатной жизни.

Протестантство, отвергнув авторитет Церкви, сделало из Библии своего рода фетиш. Но вне Церкви есть только книги, а нет истинного Слова Божия. Все еретики (да и сатана — Мф. 4:6) находили для себе основание в текстах из Писания, так как его отдельные изречения могут подвергаться разным, даже противоположным, перетолкованиям. Истинный смысл Писания известен только Церкви, руководимой Духом Святым, Который является источником и Св. Писания и церковной жизни. Еретики при толковании Писания хотят заменить руководство Церкви здравым разумом, но разум остается беспристрастным только в вопросах математики. Самый состав св. Писания определяется Церковью. Канон священных книг немыслим вне Церкви. Вся рационалистическая критика Библии о происхождении священных книг неотвратимо приходит к самым противоречивым выводам.

Внецерковное, одностороннее изучение священных книг, приводит к произвольному выбору одного в ущерб или даже в отвержении всего остального... Так из произвольного толкования Священного Писания возникает множество заблуждений. Такие истолкователи считают себя умными только потому, что многому не верят и во многом сомневаются. Они готовы считать себя избранниками только потому, что не участвуют в жизни простых церковных людей и смотрят на их жизнь критически. Самолюбие, зависть, тщеславие, дурное сердце — вот где торная дорога ко всякой ереси...

Православная Церковь призвана хранить и вносить в жизнь чистые заветы Евангелия. Мы — остаток, и сокровище Истины хранится нашей Церковью. Горе тому, гнев Божий грозит тому, кто изменит родному благочестию и перейдет к пустосвятам ради корысти. Он в безумии своем пренебрегает наследием сокровища, принесенного с Неба. Св. Ириней заповедал: «Не должно у других искать истины, которая есть только в святой Православной Церкви.» Св. Прав. Иоанн Кронштадтский писал: «Христос пришел обновить растлевшее грехом человеческое естество. Дух Святой, вошедший в мир, и действующий в Церкви через священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, непрестанно совершает это обновление. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может.» Преп. Нил Сорский свидетельствует о том же, говоря, что «успехи в возрастании внутреннего человека есть плод благодати Св. Духа, живущего в Церкви.»

Счастлив тот, кто впитал в себе церковный дух, дух святыни и богомыслия. Сладко ему. Он всем сердцем льнет к Церкви, к этому источнику живой воды, текущей в жизнь вечную. В ней он обретает великую радость, радость новой жизни во Христе Иисусе. Эта радость — реальна, как предвкушение вечного блаженства. И этой радости у него никто не отнимет — поскольку он в Церкви.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий