Из духовной сокровищницы Протоиерея Николая Депутатова

Предмет молитвы

Умствовать куда легче, чем молиться. Сатана своеумник и поощряет тех, кто опирается на свой ум. На вольном умствовании и на постижении «великих тайн» он ловит, запутывает и губит человеческие души. Величайшее преимущество молитвы в том, что она для нас заменяет все. Вот глубочайшее содержание скрытое, в ней: вера, благочестие, спасение. Кто стремится от всего сердца молиться, тот уже спасается. Молитва — полпути к Богу. Через молитву изливается в наши сердца благодатная сила в созвучье слов святых. Молитва приносит божественную радость.

Если умники, рационалисты и материалисты, не веруют и не молятся, то это не значит, что они шагнули далеко вперед или высоко махнули ввысь, «а значит, что они выступили из природы человеческой, исказили себя и изуродовали, как бы глаза кто себе выколол или отрезал нос» (Еп. Феофан). Апостолы признавали молитву вместе с проповедью Слова Божия главным своим делом. «Молитва есть верх всех добродетелей, корень и основание спасительной жизни» (Иоанн Златоуст).

Христиане в молитве находят утешение и помощь во всех жизненных затруднениях, во всякой нужде и скорби. А потому прочь саможаление! Принудим себя на молитву. Если будем хотя бы с усилием продолжать молитву, то леность и нерасположение к ней начнут ослабевать и, при помощи Божией, совсем исчезнут и могут смениться высоким духовным подъемом. «Одного инока враг одолевал перед началом молитвы. То его в озноб, то в жар бросало, разболевался — хоть умирать. Что же он сделал? Ну, говорит, душа! Умирать пришло время, давай-ка в последний раз помолимся и поплачем перед Господом. Стал на молитву и нудил себя. Голова трещит, а он все свое... Кончил правило, и боль прошла... На другой день опять то же. Тогда он понял, откуда идут нападки, и уже никогда не оставлял своего правила, чем бы ни был отклоняем» (Еп. Феофан).

В душе, как и в природе, бывают то светлые, то мрачные дни. От нас зависит настроить свою душу так, чтобы в ней непрестанно звучали сладчайшие небесные мелодии. Невольно вспоминаются строки поэта: «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли.» Истинной молитвы без содействия Святого Духа не может быть. От действия Духа Утешителя на сердце — там появляются вздохи умильные, стремления святые и желанная молитва. Такой процесс рождения молитвы сердечной и сладостной есть особое небесное счастье... Если не будет на земле молитвенников, то мир погибнет от великих бедствий. «Мир стоит молитвами святых,» признается старец Силуан, «с тех пор как я познал Господа, душа моя влечется к Нему, и ничто меня более не веселит на земле. Но единое мое веселье — Бог. Он — моя радость, моя сила; Он моя премудрость, мое богатство... От сладости любви Божией душа забывает все земное, считая блага его за сор и пепел...»

Особенную ценность имеет молитва Иисусова. Она направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами. При Иисусовой молитве нет ничего и никого, кроме Бога и нас. Она — добрый спутник, дружелюбный, всегда близкий и вполне личный, несмотря на кажущуюся однообразность при ее повторении. В радости или горе она, когда станет привычной, становится силой, оживотворяющей душу, всегда готовым откликом на любой Божий призыв. Без молитв и упований мир задохнется в своей злобе, изнеможет от страданий. Напрасно вопиют уста, ждут света плачущие очи. Ночь все темней... И без Христа день не придет на смену ночи...

Один афонский старец два года молил Божию Матерь даровать ему молитвенный огонь в сердце, и был услышан. Старец Амвросий Оптинский во время умной молитвы преображался. Лицо светлело и издавало удивительное сияние. По словам св. Исаака Сирина, один старец помнил себя на молитве только до 1-ой славы (3-го псалма), а потом погружался в Богосозерцание и так умно, без слов, молился Господу, стоя неподвижно и нимало не чувствуя труда. Такой благодатный дар этот старец получил после 30-летних подвигов, скорбей и лишений. Так подвиги мучеников, преподобный и праведных, с помощью благодати Божией, превышают естественные силы человека.

Преп. Серафим на вопрос земляка-посетителя, не желает ли он передать что-нибудь своим родным, ответил, указывая на иконы Спасителя и Божией Матери: «Вот мои родные.» Чистая молитва, проникнутая смирением и любовью к Богу и людям, соединенная с причастием Святых Тайн, делает причастника жителем духовного, небесного мира. Искренняя сердечная молитва прекращает в нас тоску, уныние, безнадежность. Она ободряет наш дух, возбуждает в нем энергию, заставляет забыть обиды и огорчения, даже и в тяжких несчастьях. Она развивает терпение, выносливость, успокаивает надеждой на Бога. Молящийся всегда бывает жизнерадостен, весел. Нет такого горя, которого не могла утолить молитва. Она — ключ, отверзающий двери милосердия Божия, и верное средство к стяжанию временного и вечного благополучия.

Когда Господь в нашем сердце, то внутри нас Царство Божие, радость и мир. Молитва не только приносит отраду и успокоение, но и самые бедствия обращает во благо и спасение души... «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Господь исполняет наши прошения, если они идут от всей души, Он оказывает нам Свою благодатную помощь...

Мальчик хочет нарисовать картинку и поднести отцу в день его именин, но он сам не умеет ее нарисовать, и отец с любовью ему помогает, водит рукой сына, делая правильные очертания. А когда картинка готова, мальчик с восторгом подносит ее отцу, и последний принимает ее, хотя в сущности она нарисована отцом, который водил рукой сына. Это подобие того, как Отец Небесный помогает нам, молящимся Ему. Мы немощны, но всемогущий Господь не только помогает, но и дает силы стремиться к добру. Иногда, в известные моменты, Господь дает переживать счастье богообщения и радость жизни. «Где Христос Бог, там и Царство Божие, и блаженство Его» (Св. Тихон Задонский). «О, Иисусе, радость и сладость ангелов и всех святых! Влеки меня за Собою. — Чем? Прекрасным и спасительным путем Твоим, которым Ты от рождения до смерти, меня ради бедного, шествовал. -Куда? В вечное Твое Царство. Туда и мы побежим, да и здесь и там сообразны Тебе будем» (Св. Тихон Задонский).

Выбери краткую молитву, состоящую из сильных слов. Повторяя ее часто и долго, и ты найдешь в ней величайшую силу. Не надо многословия, а краткой молитвой выбивай из сердца, как из кремня, благодатные искры. Это в личном опыте. Церковь имеет и длинные службы, и молитвы. Там все по Уставу. Но и длинные службы от сердечного внимания становятся короткими. Там Царство Божие, там рай, а в раю нет времени и никаких измерений. Цель наша — стоять перед Богом, сосредоточиться на Его присутствии, раскрыть все нужды и принять от Него крепость, силу, чтобы Его воля исполнилась в нас. Вот цель и предмет молитвы. Когда в центре Бог, все остальное теряет свое обаяние. Все, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения...

Священник служит в храме. Перед ним старинная икона. Внезапно он почувствовал, что Матерь Божия на иконе как бы влечет его к молитве, действует на его ум и сердце. Он переживает в себе реально силу, исходящую от иконы. Эта сила наполнила храм молитвой. Собрала рассеянные мысли. Почти физическое присутствие Божией Матери. Она — живая личность, — со властью требующая ответа... Так растет и созревает невидимо любовь, близость к живому Богу и Царице Небесной. В этом и состоит наше строительство спасения. В нем же формируется и содержание молитвы.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий