Из духовной сокровищницы Протоиерея Николая Депутатова

Дар благодати

Только под действием благодати внутренний человек укрепляется и обновляется во все дни, а внешний человек, т.е. плотское, чувственное, напротив, тлеет и отпадает (2 Кор. 4:16). В чем выражается укрепление силой Духа внутреннего человека? — Вселением Христа в сердце, утверждением его во внутреннем человеке — приготовлением его в жилище Христу. Христиане приняли Духа и приняли Христа в сердца свои (Евр. 1:13). Не мысль, требуемая от нас Христом, проникает в нас, а Сам Христос, как Живое Лицо, вселяется в нас. О том, каким образом Христос обитает в сердцах, послушай, что говорит Он Сам: «Кто любит Меня, слово Мое соблюдает; и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Вселение Христа происходит при благодати Духа Святого, через веру. И чем более возрастает и укрепляется наша вера, тем теснее, глубже, жизненнее, наша связь с Господом. Христиане силой Духа Святого укрепляются во внутреннем человеке, и это есть приготовление жилища в нас Христа. При неизменном обитании Христа в наших сердцах мы будем сильны в основе и крепки в любви, как растение, глубоко вросшее своими корнями в землю, или строение, имеющее твердое основание. Эти сравнения указывают на стойкость, непоколебимость, утвержденность христианской любви. Христианское познание опирается на христианскую жизнь. Укрепление внутреннего человека, вселение Христа в наши сердца и пребывание в любви — вот необходимые условия для него. Это не абстрактное познание, а познание, основанное на христианском опыте. Получив силу, станем вполне способными познать христианскую истину. Познание же истины есть овладение истиной и приобретение ее. Христианскую истину необходимо понимать в согласии со всеми святыми. Христианское уразумение приобретается не «особо, отдельно от других, но оно зреет и является совершенным под условием общения со всеми христианами» (Еп. Феофан). Неизмеримым предметом христианского познания служит любовь Христова, явленная на Кресте, а, следовательно, и любовь Бога, пославшего Сына Своего для спасения мира (Ин.3:16; Рим. 5:6-8).

Любовь Христова превосходит обыкновенный ум, обыкновенное рассудочное познание. Но, что скрыто для естественного человеческого познания, то открывается христианину, хотя не вполне, силой Духа Святого, через вселение Христа и через истинную жизнь в любви Христовой. Непознаваемое обычным образом, познается внутренне, через жизнь в духе. «Хотя любовь Христова и выше всякого человеческого познания, однако вы ее познаете, если будете иметь обитающего в вас Христа» (Златоуст).

Совершенство бесконечно, но последним его пределом и высочайшей целью христиан является полнота Божиих дарований, или благодатных сил Божиих, данных нам во Христе. Во главе добродетелей стоим смиренномудрие — скромное мнение о себе, сознание своей слабости, немощности, нищенство духом, смирение в мыслях и чувствах. Христианское смирение покоится на живейшем сознании того, что все у христианина есть дар благодати. Смиренномудрый сознает свое великое духовное христианское богатство, но знает, что оно не им приобретено, а даровано ему по благодати Божией, сам же по себе он немощен и слаб. По Златоусту: «Смиренномудрие состоит в том, что кто-нибудь, будучи великим, смиряет себя; сознавая за собой великое, нисколько не тщеславится.» Кротость связана со смиренномудрием, ибо кто сознает свою немощность, тот и к другим будет относиться без гнева и раздражительности. После смиренномудрия и кротости идет долготерпение. С одной стороны твердость, стойкость, а с другой — великодушие, терпеливое перенесение обид, отсутствие мстительности. Христианское долготерпение не холодное и бездушное, а полное любви. Если ты не имеешь терпения к ближнему, то как будет терпеть тебя Бог?.. Где есть любовь, там можно все снести. Для того дан Дух, чтобы объединить людей, различающихся между собой по многим признакам. Подобно тому, как в наших телах есть дух наш, действующий во всех членах и все объединяющий, так и нам, чадам Церкви, дан Дух Святой, связующий и делающий нас одним телом, хотя мы всячески различаемся. Это единство выражается в одной общей надежде, вытекающей из самого призвания христиан. Все одушевляются одним упованием: вечного пребывания в Царстве Христовом.

Получившие единого Духа и пьющие из одного источника не должны разделяться. Бог вселяется в нас, обитает в нас во Святом Духе, а действует, примиряет и спасает в Сыне. Христос Спаситель дает верующим благодатные дары Духа Святого по Своей мере, чтобы они не оставались младенцами в вере — неопытными юношами, колеблющимися и способными уклоняться по всяким антихристианским направлениям, где сатанинская ложь прельщает неопытных разнообразной хитростью и коварством... Все верующие должны быть проникнуты Христом, Его Духом. К Нему быть постоянно возводимы, Им всегда одушевляемы. Христос — неизменная цель роста и созревания в нас всего доброго. Все к Нему направляется, как и от Него исходит и Им совершенствуется...

Сладко со Христом и горько без Христа. Он — наша радость и утешение.

Начало                     Далее

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий