Из духовной сокровищницы Протоиерея Николая Депутатова

Иисусова молитва

Протоиерей о. Николай Депутатов был вдумчивым богословом и одним из выдающихся духовных писателей Русской Зарубежной Церкви, писавший преимущественно на темы христианской жизни и благочестия. Состоял в Русской Императорской Армии. После революции эмигрировал на Дальний Восток. В 1938 году закончил духовное образование в Харбине. Большой любитель и знаток святоотеческой литературы, в особенности Святителя Феофана Затворника, трудам которого посвятил свою диссертацию (изданной в 1971 г. Свято-Троицким монастырем в Jordanville, NY USA). Служил в Австралиско-Новозеландской епархии.

 Самоуничижение Сына Божия

Бог, любящий нас более чем мы любим себя, готов все сделать для нас и все дать нам. Бог, приготовивший блаженство на Небе и ведущий нас к нему неведомыми нам путями этой жизни, сошел к нам в образе смиренного раба. Сошел Господь, чтобы исправить падение Адамово, вызванное его согласием с дьяволом. Исправляя это, Господь разрушает эту связь с дьяволом и предлагает Царство Свое... Еще в предвечном Совете Св. Троицы Сын Божий изъявил готовность спасти человека: «Се иду исполнить волю Твою, Боже» (Пс. 39).

Начало Самоуничижения Сына Божия явлено в воплощении. Он пожелал скрыть славу Своего Божества под покровом человечества. Пребывая в нем, оно могло быть славным. Но этого не хотел Господь. Он пожелал иметь самый скромный род жизни. Человек не может вынести явления Бога. Сама природа не в состоянии вынести присутствия Божества. Поэтому Бог по великому Своему человеколюбию простер небо, как завесу Божества, чтобы мы не погибли. Как Бог скрывает Себя небом, как завесой, так и Сын Божий, явившись на землю, скрыл Свое Божество под завесой плоти, чтобы, видя Бога, мы могли остаться в живых...

Родился Господь в яслях, рос в бедности и трудах. Жил среди лишений, не зная, где преклонить голову. Так смирил Себя Господь, добровольно избрал такой образ жизни со всеми ее случайностями. Ничему из бывшего не перечил, но принимал все, как оно текло. Как Бог Он всем правил и мог Сам направлять течение Своей жизни, но Он отрекся от Своей власти, смиренно принимал все с Ним случавшееся и подчинялся тому. Только однажды остановил словом: «Аз есмь,» как бы стал неприступным для подступавшей злобе. Но это только на одну минуту, и то для того, чтобы показать, что предается в руки злодеев добровольно. Так суждено в Тайне Пресвятой Троицы. Сам Господь именовал это покорностью воле Отца Своего Небесного.

Не противился Спаситель, когда подошла смерть, и притом такая унизительная и страшная. Подчиниться такой смерти — предел самоуничижения. Смерть пришла, как явное осуществление злых замыслов и злой воли врагов Его. Он это знал заранее во всех подробностях, но ничему не противился, и Он добровольно принял смерть, какую придумала зависть и неправда. Покорность Его была не злобе людской, а определению Бога в Троице поклоняемого, выраженным волею Отца Небесного. Насколько высок был Сын, настолько же глубоко и смирил Себя. Так как Он больше всех, и никто Ему не равен, то и почтением к Отцу превзошел всех и это не по принуждению, а по доброй воле. За то, что Он так смирил Себя, даже до крестной смерти, и Бог Отец так превознес Его, что выше того и вознести невозможно. Превознесен Он не как Бог, а как человек.

Это значит, что и человечество Иисуса Христа введено в славу и силу Божества. Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел как Бог, но воспринял это, как человек, показав нам непостижимое смирение и необъятную любовь. «Господь стал человеком с тою целью, чтобы получить возможность войти в общение с человеком. Тело послужило орудием этого общения. Беспредельный и недоступный Бог, по Своей благости, приняв тело, как бы умалился в неприступной славе, чтобы Ему можно было войти в единение со Своими видимыми тварями, и они тем могли бы сделаться причастными жизни Божества»(Преп. Макарий Егип.). Во Христе явлено самое совершенное самооткровение Бога человеку, доступное познанию и особенно близкое, родное, понятное человеческому сердцу. Он Сам есть истинный Бог и жизнь вечная (Ин. 5:20), Христос — «образ Бога невидимого» (Кол. 1:15), настолько полный и совершенный, что «видевший Его видел Отца» (Ин. 16:9). Полно и совершенно также и откровение во Христе истины Божественной, воли Отца о людях. Спаситель сказал людям «все, что Он слышал от Отца Своего» (Ин. 15:15). Он — «Путь и Истина и Жизнь,» и никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин. 14:6).

Подражать Христу для нас не является каким либо внешним долгом и выполнением принудительного требования, и состоит оно не во внешнем повторении Его поступков и действий. Перед нами живое, свободное устроение религиозной и нравственной жизни во Христе, силой любви к Нему, как к своему Идеалу, Искупителю и Спасителю. Помимо Христа, вне общения с Ним, мы не можем творить ничего истинно доброго (Ин. 15:3). Чтобы полюбить Христа, мы призываемся пройти неизбежный путь самоотвержения. Через самоотвержение само собой приходим к примирению со всеми невзгодами, скорбями, болезнями и всякими неприятностями. И не только примиряемся, но от всего сердца с благодарностью постоянно повторяем имя сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа. С именем Иисуса входит в нашу душу духовная красота, веселье и тишина. В нем — рай Божий.

Не забудем, что к Спасителю надо постоянно обращаться за руководством, поддержкой, помощью. Он единственный Учитель и Источник жизни. Его влияние простирается на нас не только через учение, но и через Его кроткую и смиренную Личность. Виноградная ветвь может приносить плод только благодаря лозе, от которой сама питается. Человек, ищущий духовного плода, должен жить во Христе и постоянно общаться с Ним.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий