Максимъ исповѣдникъ

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

 Христіане должны исповѣдывать свое званіе непостыдно.

Μάξιμος ο Ομολογητής  ; http://svavva.ru

 I. Въ VII вѣкѣ въ восточной Церкви возникло лжеученіе моноѳелитовъ, которые признавали въ Іисусѣ Христѣ одну божественную волю при двухъ естествахъ,божескомъ и человѣческомъ. Защитниками ереси были два патріарха, александрійскій и константинопольскій; ея держался и самъ греческій царь Ираклій, который издалъ указъ въ подтвержденіе ереси.

Но православное ученіе нашло себѣ твердаго защитника въ преподобномъ Максимѣ, нынѣ прославляемомъ церковію. Онъ словомъ и писаніемъ убѣждалъ вѣрующихъ твердо стоять за истину. По совѣту его римскій епископъ Мартенъ созвалъ въ 649 году соборъ въ Римѣ, на которомъ ересь и защитники ея были осуждены. Императоръ Константъ II, преемникъ Ираклія, самъ державшійся моноѳелитства, приказалъ схватить Мартина и привести въ Константинополь; вмѣстѣ съ нимъ взяли и Максима. Участь послѣдняго была очень печальна. Разнаго рода пытками старались обратить его къ ереси, держали въ темницѣ, жестоко били, топтали ногами. Но преподобный Максимъ не смотря на истязанія оставался непоколебимымъ и твердо защищалъ православіе. Наконецъ императоръ приказалъ вырѣзать ему языкъ и отрубить правую руку, чтобы онъ не могъ ни словомъ ни писаніемъ провозглашать истины. Послѣ этого исповѣдника съ позоромъ влачили по городу и наконецъ сослали въ заточеніе на восточный берегъ Чернаго моря. Много страданій перенесъ онъ, прежде чѣмъ достигъ мѣста ссылки. Прибывъ туда, преподобный три года томился въ темницѣ подъ надзоромъ жестокихъ стражей и скончался въ 662 году.

II. Братія! Господь, заповѣдуя вѣрующимъ твердо соблюдать вѣру, предварялъ ихъ, что, кто неустрашимо исповѣдаетъ свою вѣру, того Онъ, Искупитель, исповѣдаетъ предъ Отцемъ Своимъ, какъ вѣрнаго послѣдователя Своего, и слѣдовательно удостоить славы и блаженства небеснаго. Всякъ, сказалъ Онъ, иже исповѣсть Мя предъ человѣки, итовѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесахъ. (Матѳ. 10, 32). Напротивъ, иже аще постыдится Мене и Моихъ словеса, сего Сынъ человѣческій постыдится, егда пріидетъ во славѣ Своей. (Лук. IX, 26).

а) Не имѣлъ ли въ виду Господь и Спаситель нашъ нашего собственно времени и насъ грѣшныхъ, изрекая такія слова? Не касается ли и насъ эта страшная угроза Его: иже аще постыдится Мене и Моихъ словесъ, сего Сынъ человѣческій постыдится, егда пріидетъ во славѣ Своей? Посмотримъ на себя, какъ мы слабы въ вѣрѣ въ сравненіи съ истинно вѣрующими, даже въ сравненіи вообще съ предками нашими. Какъ нѣкоторые изъ насъ начинаютъ, безъ зазрѣнія, стыдиться своего христіанскаго званія, христіанскаго ученія, христіанскихъ правилъ и обычаевъ! Стыдно стало вѣровать слову Божію, съ покореніемъ своего разума въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 5). Стыдно стало читать Священное писаніе, житія святыхъ и вообще книги духовнаго содержанія. Стыдно стало быть набожнымъ, часто ходить въ церковь, молиться дома, имѣть Христіанскія душеспасительныя бесѣды. Стыдно стало соблюдать правила церковныя и обычаи христіанскіе: поститься, молиться при входѣ въ домъ, предъ вкушеніемъ пищи, креститься при видѣ святыни христіанской; стыдно дѣлается даже творить добродѣтели христіанскія,—имѣть смиреніе, быть покорнымъ власти, почтительнымъ къ высшимъ, общительнымъ съ низшими. Вѣдь это такъ, братіе!

б) Заблуждающіе! Такова ли вѣра христіанская? Не есть ли она сокровище божественнаго разума? Не есть ли она премудрость, безконечно превышающая всякую земную мудрость? Не есть ли она неоцѣнимый даръ любви и благодати Божіей бѣдному человѣчеству? Не есть ли она источникъ спасенія нашего, наставница чистоты и добродѣтелей, путеводительница къ вѣчному животу?

Не стыдиться христіанамъ, а хвалиться должно своей вѣрою, открыто исповѣдывать ее, какъ правую, святую и божественную, свято соблюдать ея правила и уставы, служить примѣромъ благочестія для христіанъ простыхъ и непросвѣщенныхъ, и тѣмъ свидѣтельствовать о своемъ разумѣ и о своемъ вниманіи къ долгу христіанскому. Вотъ истинное достоинство,истинная честь, приличествующая христіанамъ. Стыдиться напротивъ надо того, что дѣлаетъ безчестіе и вѣрѣ христіанской и разуму человѣческому. Стыдиться надо невѣжества, суевѣрія, предразсудковъ, стыдиться надо вольнодумства, невѣрія, раскола, стыдиться надо дѣлъ и поступковъ нехристіанскихъ: гордости, противленія власти, непочтительности къ высшимъ и старшимъ, презрѣнія къ низшимъ и меньшимъ, стыдиться надо жизни разсѣянной и мірской, частыхъ и нескромныхъ увеселеній, излишнихъ нарядовъ и щегольства, вольности во взаимномъ обращеніи, вообще поведенія, противнаго цѣломудрію и непорочности нравовъ,— надо стыдиться всего, чѣмъ нарушается ученіе Христово и оскорбляются правила святыя нашей вѣры. Вотъ это будетъ истинный и спасительный стыдъ. За таковой стыдъ не постыдится насъ Спаситель нашъ Господь, а возлюбитъ насъ, назоветъ насъ Своими присными, и удостоитъ, какъ вѣрныхъ послѣдователей Своихъ, блаженства и славы небесной.

III. Сохрани же насъ, Господи, отъ погибельнаго стыда, сотвори насъ дѣлателей въ святомъ христіанскомъ званіи нашемъ непостыдныхъ (2 Тим. 2, 15), сподоби насъ поставлять и честь и славу и спасеніе наше точію въ Тебѣ, Искупителѣ нашемъ, въ разумѣ Твоего божественнаго ученія, и въ исполненіи Твоей благой и совершенной воли! Аминъ. (Сост. по кн. „Сѣятель благочестія14, прот. В. Нордовая т. 2-й, изд. 1891 г.).

Священникъ Григорій Дьяченко.
М.Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий