Милосердие Христово

Милосердие Христово

Митрополит Эдесский Иоил

 «И видев ее, Господь сжалился над нею»

«Подобно учителям малых детей, дающим им системное образование и начинающим преподавать науки, начиная с малого и легкого и лишь затем переходя к большому и сложному, учил своих учеников и Господь.

Сначала на их глазах Он исцелял легкие недуги, затем изгонял бесов из человеческих душ, потом открывал глаза слепых, возвращал здравие тем, кто уже находился при смерти, и наконец, воскрешал из мертвых, как воскресил Он Иаирову дщерь и сына Наинской вдовы. Именно об этом повествует и сегодняшнее евангельское чтение. Феофан Керамевс подчеркивает, что Господь воскрешал мертвых дабы «предвозвестить», то есть предуготовить путь для учения о воскресении Его и всех умерших. Рассмотрим же подробнее, как произошло чудо воскрешения сына вдовы.

Милосердие и любовь Христовы

Внимательно прочитав евангельское чтение, мы заметим, что весь город скорбел вместе с несчастной вдовой: «и народъ отъ града многъ с нею» (Лук. 7: 12). Евфимий Зигавинос пишет, что люди скорбели вместе с нею, потому что после того, как потеряла она мужа своего, погребала она в тот день и сына своего «единородна». И если уж и народ скорбел с ней и сострадал ей, о чем свидетельствует присутствие стольких людей на погребении, «тем паче Он – Источник сострадания», тем более Господь – Источник всякой милости и блага – явил ей Свою любовь. Свое милосердие к этой несчастной женщине Христос показал множеством способов. Он не просил от нее поклониться Ему и доказать Ему свою веру, не хотел от нее ничего взамен, даже не молился, а своим велением воскресил юного сына вдовы.

Господь пришел, никем не призываемый, «для совершения сего великого чуда – воскресения», замечает святой Григорий Палама, чтобы явить не только Свою животворящую силу, но и «по чувству совершенной доброты и милосердия», то есть чтобы явить Свою не имеющую себе равных доброту и милосердие. Господь, бывший перед лицом смерти более чем спокойным, сжалился над вдовой. Глагол «сжалиться» означает глубочайшее волнение, потрясающее весь внутренний мир человека. Богочеловек Христос был потрясен зрелищем похорон юноши. Сколь утешительны были слова, сказанные Христом: «не плачи» (Лук. 7: 13). Эти слова Христовы исполнены благодати и силы. Женщина ощутила в себе мольбу и силу. Искра надежды зажглась в душе ее. То было присутствие Божие в ее сердце. Знаменательно движение, сделанное Им после воскрешения юноши. Он взял его за руку, дабы показать, что Он есть Владыка жизни и смерти, и с нежностью отдал его «матери его» (Лук. 7: 15).

Прикосновение Господне животворяще. Господь является, по словам одного епископа, Всесильным и Всеблагим. Господь любит и, обладая силой, этой силою проявляет Свою любовь. «Божественная сила не есть просто сила, но сила любви, точнее, любовь есть сила». (Ал. Шмеман). «Ведь именно по любви и милосердию к роду человеческому Господь вочеловечился и принял крестную смерть. Он принял смерть, чтобы дать нам жизнь».

Прикосновение Христово

В книге «Добротолюбие» приводятся слова некоего отца-подвижника. Если человек приблизится к нам и толкнет нас, то именно через его прикосновение и через этот его толчок мы и ощутим его присутствие. «Подумаем теперь, что то же самое происходит, когда мы вступаем в общение с Богом. Мы, несомненно, ощущаем присутствие Божие. Мы чувствуем Его милосердие. Принятие Тела и Крови Христовых дает нам эту возможность. Мы осознаем, что Бог поселился в нас. Чувствуем наше единение с Ним. Многие святые нашей Церкви ощущали присутствие Божие в таинстве Святой Евхаристии».

Они чувствовали, как их кровь соединяется с кровью Христовой. В долине плача и горя, где мы живем, единственной нашей надеждой есть безвозмездная любовь и милосердие Господне. Будем же радеть о нем. Да примем мы приход и прикосновение Господне, дабы сбросить с себя угрозу смерти и вечно жить в Царствии Божием.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий