Молча выживать или преодолеть страх?

Священник Павел Адельгейм

священник Павел Адельгейм

Происходящее с РПЦ не может оставить равнодушными клириков, которые связали и прожили с ней всю жизнь, как с невестой. Когда я рукополагался, это была совсем другая РПЦ. Духовные перемены шли медленно. Сохранялась прежняя духовная среда.

Основную массу верующих и клириков, даже епископов составляли исповедники, их духовные чада и почитатели. Постепенно ушло к Богу это ядро, хранившее полноту и чистоту церковного ритуала, стремление к духовной жизни и нравственные принципы Евангелия. С годами эта среда размывалась новыми людьми, приходившими в церковь из советского общества и вносившими в приходскую жизнь другую иерархию ценностей. Евангельская этика всё больше вымывалась новыми понятиями о смысле церковной жизни. Среда обитания обновилась и стала совсем иной. Мы пришли к катастрофическому разрушению евангельской этики в церкви.

Евангельские принципы морали разрушены в сознании епископов, клириков и мирян. Напоминание об этике вызывает не покаяние, а раздражение и желание уничтожить говорящего. Иерархия демонстрирует безнравственное поведение, не стесняясь и не оправдываясь. Те, кто обещались быть «правилом веры и образом кротости», молча творят зло: обман и насилие, несправедливость и предательство, ярость и месть. Как после этого призывать к миссионерству и катехизации? Куда мы зовём людей, и что они скажут в ответ?

Из Екатеринбурга несколько лет назад с трудом изгнали епископа Никона, запятнавшегося гомосексуализмом, насилием над клириками. При новом епископе епархия отказывается платить за золото и драгоценные камни, взятые в долг. На неё подали в суд за миллионные долги. Латышский митрополит Александр распродал церковное имущество, полученное по реституции. Факты доведены до сведения патриарха с документами и фотографиями. Результат один: клирика, сообщившего факты, оклеветали, лишили сана и отлучили от церкви, нарушив все канонические установления Вселенской церкви. Протодиакон Кураев опубликовал, что архиерейская хиротония стоит сто тысяч долларов. Симония лишает сана поставленного и поставившего. Теперь новые каноны: за симонию не преследуют.
Именем церкви отнимают дома и имущество бедняков, без вины преследуют клириков и мирян. Церковные суды замалчивают преступления епископов и расправляются с невиновными, фальсифицируя судебные решения.

Церковные суды и чиновники на все вопросы отвечают молчанием.

Могут сказать, что факты единичны, нельзя назвать их общим правилом.

К сожалению, уже можно! Публичными становятся единичные факты, ибо их старательно замалчивают. Они вырываются языками пламени, как из-под закрытой дверцы горящей печи. Информационное пространство зачищают, вводят цензуру. Изо всех епархий доносятся стоны, терзаемых епископами клириков.

Мне рассказали характерный эпизод с п. Кириллом. В ответ на просьбу заступиться за священника, гонимого епископом, он сказал: мне епископ нужнее священника. Это ответ Пилата. У Пилата сложилось собственное мнение о Христе, и он высказал его архиереям:

— я не нахожу в Нём вины. Но архиереи угрожают:
— если Его отпустишь, ты не друг Кесарю. Всякий, кто творит себя царём, противится кесарю.

Пилату нет нужды рисковать своим положением ради нищего Проповедника. Он сдался, не пожелав защищать справедливость вопреки собственной выгоде. Потребовал таз, умыл руки и сказал:

— чист я от крови Праведника сего. Смотрите вы.
Толпа в один голос согласилась принять всю полноту ответственности:

— кровь Его на нас и на детях наших.

Церковное песнь оценила поступок: «Пилат руки свои умыл, сердце же своё осквернил». Это оценка преступления Пилата на все времена. Поступок Пилата можно понять, но нельзя оправдать. Зачем обострять отношения с епископом, который ещё пригодится? Проще отступиться от дон-Кихотской справедливости, от духа Христова и отдать невиновного на расправу епископу. Меньше хлопот. Справедливость? — пустое!

Так рассудил Пилат, но он не был патриархом РПЦ. Если Кирилл рассуждает также, он станолвится против Христа на одной стороне с Пилатом. Лицеприятие стало нормой этики. Отказ от справедливости во имя эффективности, лишает христианского достоинства каждого, в том числе, патриарха. Принцип целесообразности занесён в Устав РПЦ.
Если п. Кирилл политик и бизнесмен, это его дело. Если он не признаёт евангельскую этику, это касается Бога и нас. Ничего не имею против политики, пока она понимается как прикладная этика. Но когда политика отвергает этику, перед нами вырастает оскаленная пасть чудовищ: Ленина, Сталина, Гитлера … имже несть числа, а теперь … Кирилла. Общество, которое отказалось от справедливости и милости ради благополучия, покидает Бог. Оно превращается в Содом. Если РПЦ отреклась от евангельской этики, кому она нужна? Её выбросят вон, как соль несолёную.

Провозглашая публично, что патриарх и митрополит «право правят слово Христовой истины», клирик отвечает за свидетельство своей совестью. Чтобы уважать их, надо видеть чистое и непорочное житие. Священник занимается миссионерством и катехизацией. Он призывает, приглашает духовных чад в РПЦ и отвечает за их судьбу. Если он сознательно отдаёт их в руки пастырей, которые «приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные», он становится соучастником их злодейства (Мф.7,15).

Советская власть преследовала церковь, заслужившую уважение и любовь.

Ныне церковь превратилась в аппарат насилия и гонений «По плодам их узнаете их» (МФ.7,16). Гонимым в церкви по прежнему остаётся Христос, страждущий в братьях своих меньших. Буду рад прочесть убедительное и ответственное возражение.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий