На горах Кавказа. Часть первая. Глава 16

Продолжение. Начало Здесь.

Схимонах Иларион (Домрачев)

Общий вывод о молитве изо всего, доселе о ней сказаннаго. Откуда явилась Иисусова молитва и частию ея содержание.

На горах Кавказа. Схимонах Иларион Нобходимо нужно знать, что не возсияет молитва в нашем сердце, если не будет в нас глубокаго сознания своей греховной растленности и своего падшаго состояния, всеконечной неспособности на всякое истинно-доброе и Богу угодное дело, сокрушеннаго о сем сердца и плача о грехах своих.

И вследствии этого живейшаго и неотложнаго сознания нужды в Божией помощи, без которой, по слову святаго Апостола, мы даже и помыслить не можем ничего добраго, но довольство наше от Бога (2 Кор.3:5). Молитва наша неотложно должна быть возносима от глубины скорбных чувств и многоболезненнаго сердца, с целию примирения Бога и умилостивления, а потом и соединения с Ним.

Не нужно желать — а тем более искать каких-нибудь пламенных восторгов, восхищений ума к Богу и духовных радостей сердца: всё это и многое другое придёт само собой при правильном и смиренном производстве Иисусовой молитвы. В духовной жизни восход на высоту состоит в погружении себя в самоуничижение, смирение и духовную нищету; словом в том, чтобы сознать себя худшим всей твари и при этом соединить своё сердце со Ипостасным Словом Божиим. В этом вся высота духовнаго преуспеяния, — это первое.

Второе по нём качество, необходимо нужное для приобретения Иисусовой молитвы, есть искренняя любовь к ближним и ко всякой твари, а потом нужно, по силе возможности, исполнять все Евангельския заповеди.

Старец Паисий Величковский сообщает, что молитва Иисусова в первый раз на Земле сообщена была Приснодевственной Богоматери, когда Она в превышеественной чистоте Своей, несравненно чистейшей солнечных лучей, пребывала во святом святых, возрастая девственно — чистейшею плотию, и развиваясь и укреплясь духом, готовила Себя в Божие жилище, веселое и красное, — в это время, как бы в предобручение приятилища Божества, предварительно была свыше научена сему Божественному Священнодейству — всегдашнему призыванию имени Спасителя рода человеческаго — Творца Своего и Господа.

И это сказание старца вполне согласуется с обстоятельствами дела, потому что прежде, нежели Преблагословенная имела в Приснодевственной утробе Своей плотию зачать от Духа Святаго Сына Божия, должна была соединится с ним в духе Своём и быть едино с Сыном Божиим, как истиная Матерь Его, всепречистую плоть Свою Ему взаимодавшая и рождшая Создателя Своего.

Потом, — продолжает старец, — Преблагословенная Владычица научила сей священной и Божественной молитве святых Апостолов, а они передали её всему Христианскому миру.

И вот молитва сия, будучи священна и Божественна и по существу своему и по происхождению, являет собою добродетель первенствующую, высочайшую, равной которой нет и не может быть, как имеющая своим со-держанием любовь Божию — Самого Бога.

В молитве совмещается исполнение всех добродетелей, являя её материю их. Вера в Бога составляет ея внутреннюю силу и содержание; в ней имеет своё движение и шествие вперёд и живёт в молитве, как в сродной себе стихии. Любовь Божия есть само ея существо, ея сущность, природа и внутренняя сила. Надежда имеет в ней свою вечную обитель и неразлична с нею, как от Солнца луч. И всякая другая добродетель от нея происходит, как рождение и в ней вмещается, как в лоне.

Правду говорят святые Отцы, что если кто пребывает в молитве, тот в это время исполняет все добродетели. Потому во-первых, что ему нет возможности, занятому великим и важным делом, в то же время обращаться к делам низким и безчестным, только, конечно, если его молитва истинная и должная.

Во-вторых, он и сам не захочет променять сладость Небесную, осязательно слышимую в сердце, на зловоние греховное и на смрад плотских дел. Ибо во очию убеждается в справедливости слов Апостола: скорбь и теснота на всякую душу человека, творящаго злое (Рим.2:9).

И этим снова подтверждается справедливость святоотеческаго учения, что молитва есть мать, глава и царица всех добродетелей. Приобрети матерь, а она родит тебе множество чад.

Одно то, если мы в ней бываем, по слову святаго Апостола, один дух с Господом (1 Кор. 6:17), и что она непосредственно соединяет нас с Ним, делая общниками Божественнаго естества (2 Пет. 1:4), даёт ей похвалу, выше которой и быть не может, и поставляет превыше всех добродетелей, как любовь Божию, которая, по слову Самого Господа, есть первая и наибольшая эаповедь (Мк.12:30).

А что все это ей принадлежит неотъемлемо, всякий может проверить в собственном опыте, как и Господь Иисус говорит иудеям о истинности своего учения: «всякий, кто хощет творити волю Божию, разумеет о учении сем» (из своего опыта) (Ин.7:17).

Но и ещё прежде ощущения в себе сего высочайшаго преестественнаго дара — живаго Богообщения, молитва Иисусова предварительно очищает наш ум от суетных помыслов, освящает сердце святою благодатию, отторгает его от пристрастия к миру и устремляет в будущий век к Превечному свету Христу Сыну Божию, в Коем вечная жизнь и Царство Небесное.

А насколько важное место занимает в деле духовнаго движения очищение ума, о сем святой Антоний говорит так: «когда в душе ум бывает таким, как следует ему быть по естеству, тогда она бывает вся добродетель».

Ещё: «быть душе правою есть то же, что иметь ей ум в естественном состоянии, как он и создан».

Ещё говорит великий Антоний: «очистим ум, ибо я верую, что он, будучи всесторонне очищен и пришедши в естественное свое состояние, может сделатся прозорливым и видит более и далее демонов, имея в себе дающаго откровения Господа».

В конце концов выходит то заключение и общее положение, что прежде всего и более всего мы по-преимуществу обязаны и должны молится ко Господу Иисусу Христу, как к своему Спасителю Ходатаю и Примирителю нашему с Божественным правосудием — Сыну Божию, принявшему наше естество в личность Своей Божественной Ипостаси и в Себе Самом соединившему расстоящаяся естества.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий