На горах Кавказа. Часть первая. Глава 23

Схимонах Иларион (Домрачев)

О достоинстве человека и ещё о духе нашем

На горах Кавказа. Схимонах Иларион Все опыты и наблюдения над нашею планетою несомненно убеждают нас в том, что здесь главною и высшею целию, к которой всегда направлялось и направляется в своём развитии всё мировое бытие, служит сознательный разумно-свободный дух, так что не будь его, тогда бы природа должна была представлятся чем-то безцельным, неоконченным или незавершённым".

И потому природа всегда с неудержимою силою стремится к разумному духу, как к своей цели. И если на Земле завершением всего служит дух человеческий, так что, по отношению к нему не только весь земной чувственный мир, но и самая его телесная оболочка составляют не более, как его пьедестал, то это потому, что человек составляет смысл и истолкование видимаго мира" (Из своего Сборника).

"Все разрозненныя в природе творения в нём приходят во взаимный союз и в нём достигают своего назначения. Человек до тех пор не уразумеет природы, пока не познает себя, потому что он есть первообраз видимаго мира. Он есть малый мир, сокращение и как бы чистейшее извлечение всех естеств видимаго мира, все прочия твари сотворены на службу ему и потому он вводится в мир, как владыка в дом, как священник во храм, совершенно устроенный и украшенный.

Всё сотворение человека показывает, что он не есть продолжение рода созданных до него существ земных; не есть высшая только порода животных; он род Божий, и хотя замыкает собою цепь творений земных, но вместе с тем составляет в ней звено, которым тварь соединяется с Творцом своим. Существование окружающих его тварей есть только чувственное и временное, а человек хотя и в теле, но живёт духом; хотя и во времени, но начинает путь к вечности.

Человек изображается, как последняя цель и венец всего дела творения, а по сему, как такое создание, для котораго все прочия были как бы приготовлением и только ради котораго собственно и были, ибо весь созданный мир отдаётся во власть человека; сам же человек, как высший носитель целаго мира, призывается к личному общению с Творцом; таково назначение человека,– а в нём мира. Хотя элемент его организма та же Земля, которая произвела мир животный, но не в ряду животнаго мира произведён человек.

Особенным Творческим действием -чрезвычайным откровением Бога Слова вызывается из персти земной эта последняя драгоценнейшая сокровенность – живое тело человеческое и приемлется в непосредственную близость к самому Творцу, приближается как бы к самым устам Господа, Который Своим Духом вдохновляет этот перл создания. Только тогда явился собственный человек. Таков смысл библейскаго сказания о человеке.

В Китайском предании говорится: человек есть соединение Неба и Земли; во всей же целости своей, обновлённое и на все времена сохранённое в Библии священное предание говорит о человек более: он есть едино с Самим Творцом Неба и Земли. Человек не только есть высшее существо природы, но дитя Божие, поставленное в видимом мир, как сын в дом своего Отца -Творца видимых же всех и невидимых. Сотворённый по образу Божию предназначается ещё и к подобию Божию. Как определительно слово Писания!

«Итак, если человек занимает в ряду Божиих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров – видимаго и невидимаго – как союз Творца с тварию, храм Божества и потому венец творения; то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего безконечнаго Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру».

 22 Глава       Начало            Глава 24

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий