На горах Кавказа. Часть первая. Глава 24

Схимонах Иларион (Домрачев)

О чувстве Божия бытия, вложенном в душу человеческую

На горах Кавказа. Схимонах Иларион Для уверения в бытии Божием мы имеем не в теле, а в духе особеннейшее чувство – сердце, посредством котораго мы можем чувствовать Божество, ощущая являемую Им присносущную силу и удостоверение этого чувства в бытии Божием не менее осязательно и убедительно, чем удостоврение чувств внешних в бытии чувственных предметов".

Основа для веры в бытие Божие не даётся наблюдениями и опытом, и не есть дело мыслительнаго процесса, а положена Самим Богом в глубине духа человеческаго и заключается в прирождённом ему чувстве Божества, естественно возникающем в нём из родственнаго влечения его Богоподобной природы к природе Божественной. Будучи в существе своём единичным, как единичен и Тот высочайший Предмет, который влечёт его к себе, это чувство Божественнаго в то же время является тройственным, быв разсматриваемо с трёх разных сторон: со стороны теоретической оно являет себя как чувство или сознание бытия Божия вообще; с нравственной – как чувство нравственно-обязательных отношений к Богу, и, наконец, с религиозной, как чувство внутренняго религиознаго союза с Богом".

«В этом-то тройственном чувстве Божественнаго, называемом нами обыкновенно идеею Бога, и заключается тот несомненный залог уверенности в бытии Божием, который всегда носит в себе наш дух и в котором он всегда имеет неумолкаемое и неложное свидетельство в пользу этой истины».

"Но религиозное чувство являет только самую сокровенную, внутреннейшую, глубочайшую сторону сокрытой в духе идеи Бога. Это Божественное семя в нас сокрыто глубже всего. Оно делает человека способным к непосредственному общению и единению с Богом, к чему он призван по самой своей Богоподобной природе. Оно есть источник нравственности и высший просветитель науки, первоначальный источник высших откровений естественнаго ума и благороднейших стремлений; производительная сила для человеческих знаний и для всего добраго и прекраснаго в круге нравственных отношений.

Без присутствия в нас этого источника нравственнаго инстинкта, мы не стремились бы к осуществлению в жизни добраго и справедливаго, не сознавали бы нравственнаго порядка, не имели бы совести, не были бы людьми. Оно есть всеобщее начало науки и жизни. Это есть то чувство, из котораго рождается религия; им обнимается весь человек по своей разумно-нравственной духовной природе по той стороне своей, которою он тяготеет к Небу и вечности, которою он постоянно возвышается над миром материи.

Из этого источника вытекают наши религиозныя потребности. Это чувство есть голос Богоподобной природы души человека, выражения ея стремления к Виновнику своего бытия и ея господства над природою, начало ея отправления от мира явлений в царство духа. Это чувство, насаждённое во внутреннейшем святилище нашего существа, есть источник вечнаго влечения нашего к Источнику жизни.

Что касается присущих нашему уму идей конечных, то их происхождение объясняется легко и само собою: действием на дух наш тех конечных предметов, которым соответствуют их образы, составляющие содержание этих идей. Но кроме них, мы ясно и раздельно отличаем в духе нашем одну особеннейшую идею, стоящую безконечно выше их по своему содержанию – идею безконечнаго и всесовершеннейшаго Существа. – Откуда же она произошла и где достаточная причина ея? Такою причиною для нея не могут быть все вне нас существующее конечные предметы, потому что они безконечно ниже и меньше того, что выражается в ея содержании.

Не может быть причиною для неё и дух наш, потому что и он несравненно ниже и меньше того, что отображается в этой идее; здесь образ Существа безконечнаго, а он – существо конечное. Необходимо, следовательно, допустить, что причиною присущей нам идеи безконечнаго есть существо отличное от всего конечнаго, высшее природы и духа – такое существо, которое, соответственно тому, что выражается о нём в этой идее, есть безконечное и всесовершеннейшее и, следовательно, по самой природе своей, необходимо существующее так, что небытие Его вовсе немыслимо.

23 Глава      Начало      Глава 25

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий