На горах Кавказа. Часть первая. Глава 26

Схимонах Иларион (Домрачев)

О воплощении Сына Божия и о том, что в имени Своем для верующих и молящихся Он Сам пребывает Своим Божественным Существом

На горах Кавказа. Схимонах Иларион В продолжении многих тысячелетий человечество ожидало обетованнаго ещё в Раю, тотчас по грехопадении, Избавителя, имевшаго сокрушить древняго змия и даровать нам живот и безсмертие. И от тех пор вера во грядущаго Спасителя не исчезала на Земле. Она составляла внутреннюю силу религии Патриархальной и главный член религии подзаконной. Прекрасно и неподражаемо богословствуют о сем церковные учители.

«Христов свет,– говорит Первосвятитель Московский Филарет,– который сиял для человеков в Раю, не совсем скрылся от них и на Земле, не угашен язычеством, хотя им не усмотрен и не принят, знаменовал себя тенью в законе Моисеевом, зарею в пророках, доколе, наконец, как Солнце и день явилось воплощенное Слово, с полным светом истины, с животворящею и чудодействующею силою и в Его жизни, проповеди, деяниях, даже в вольном страдании и смерти, наипаче же в воскресении, видехом славу Его.

Слово (Ипостасное Отцу) хотя ясно открылось в последствии, в определённое время, однако же (по Григорию Богослову), было ведомо умам чистым и прежде, и они могли созерцать Его во всё продолжение Ветхаго Завета».

По мере прозрения в радостную будущность, в имевшее открыться на Земле Царство благодати, одушевление пророков становилось живее, восторги пламеннее, видения восхитительне, виды обширнее и возвышеннее. Предизображая тайны Царства Божия, они указывали в лице Мессии, единственнаго виновника счастия и блаженства не для одного избраннаго народа, но для всего рода человеческаго. Это чудное и непостижимое высокое Лицо являлось взорам их в различных положениях, под различными видами, в образе величественном и уничиженном, торжествующем и страждущем, Божественном и вместе человеческом".

Наконец, совершилась великая тайна благочестия: Бог явился во плоти (Тим. 3:16) и Ипостасное Слово стало плотию (Ин.1:14.) Увидели земнородные славу Его, яко Единороднаго от Отца; увидели дела Божии – великия и преславныя,– как слепые прозирали, хромые исцелялись, глухие слышали, мёртвые воскресали и нищим благовествовася. Всякий, кто хотел, мог слышать глаголы живота вечнаго от Того, Кто един только глаголал, как николиже говорил человек.

Всем было видно, что наступило исполнение времён, коих с нетерпением всегда ожидала лучшая часть человеческаго рода. Казалось, Небо соединилось с Землёю, когда во плоти нашей явился Сам Всемогущий Создатель всего видимаго и невидимаго; было явно для всех, что действительно Бог на Земле явился и с земными, яко человек поживе.

Но вот Господь наш Иисус Христос, совершив Таинство спасения нашего, вознёсся на Небо и возсел одесную величествия славы. Возносяся, Он оставляет на Земле всемогущее Имя Свое, полное благодати и истины, возвещая, что Имени Его присуща точно та же Божественная власть, сила и свойства, как ему Самому – Всемогущему Богу. В последней беседе с учениками Своими, когда шествовал Он с ними на гору Елеонскую, откуда имел вознестись на Небо с пречистою плотию Своею, Он между прочим говорил: Именем Моим бесы ижденут, змия возьмут и аще что смертное испиют, не вредит им; на недужныя руки возложат и здравы будут (Мф. 16:17-18).

И вот, отсележе Христос пожил на Земле, имя Иисус Христово легло во основание и корень всякому Христианскому Богослужению и нашему Богу Служению. От тех пор оно как Солнце, озарило всю Вселенную и наполнило сердца людей светом Боговедения, влило в них жажду лучшей жизни и высшаго бытия.

Появилась на Земле новая жизнь, дотоле невиданная; жизнь Божественная, возвышенная, святая, чуждая земного пристрастия, имеющая своею целию достижение Бога и вечнаго блаженства.

В виду этого появились целые сонмы людей-ревнителей этой жизни; пустынныя горы, леса и непроходимыя дебри наполнились молитвенниками и отшельниками. И о сем времени Старец Молдавский – Паисий Величковский пишет так: «молитва именем Иисус Христовым просияла, яко Солнце посреде иноков, особенно в странах Египетских, Иерусалимских, в горе Синайской и Нитрийской, во многих местах Палестины и на иных многих местах. И она хранилась между иноками, как величайшая тайна,– мирскому народу отнюдь не была известна».

Нельзя удержатся, чтобы не привести здесь на Среду восторженныя слова одного из наших отечественных Богословов: «какая, спрашивает он, была добродетель Христиан первенствующаго века?» И отвечает: «это – любовь ко Иисусу Христу; эта добродетель есть море всех добродетелей!.. Погружайтесь в него сколько хотите, вы не коснетесь его дна, не постигнете его глубины, не измерите всех вод его. Это ключ неистощимый всякаго духовнаго совершенства, поелику в струях его отражается образ Бога всесовершеннаго; каждый приступай к нему и в каждой струе его будут иметь своё действие; в одном из вкусивших от сего живоноснаго источника вы увидите кротость: кроткаго и смиреннаго сердцем; в другом – ревность к славе Божией; в том – любовь к братии; – одним словом; аще кая добродетель и аще кая похвала»!..

«Сия любовь в каждом Христианине и в каждом веке изображается в том или другом виде; но вместить её, во всей ея безконечности и неистощимости было представлено широте сердца Апостолов и их ближайших учеников. „Кто ны разлучит от любви Божией: ни смерть, ни живот, ни начала, ни Ангелы, ни настоящая, ни грядущая“ (Рим. 8:38-39). Никогда никто так её не чувствовал, и в такой полноте она разорвала бы всякое тесное сердце. Любовь к Иисусу Христу есть общий корень всех добродетелей Христианских, все оне вытекают из сего первоначальнаго источника своего» (протоиерей проф. А.Горский).

Вообще, в первенствующая времена, как пишется в истории Священной Церкви, именем Иисус Христовым совершались пред лицом всего мира величайшия знамения и чудеса, и это заставляло питать к этому имени глубочайшее благоговение и уважение. И конечно, этим средством всего более распространялась на Земле Христианская вера.

И вот, все мы видим из этого, что великая и ни с чем несравнимая слава даровася от милосердия Божия человеческому роду, человеку дана возможность соединять всю свою внутреннюю природу с Господом явственно и ощутительно, вступать в живое Богообщение, приобщаться Святыни Его, благости, любви, и прочих Божеских совершенств: быть, по святому Апостолу, един дух с Господом, пить живую воду вечной жизни. Что, по разуму всех мудрых и Богопросвещённых мужей, составляет последнюю степень, самый верх и край наших желаний в их высшем и достойном человека состоянии. Здесь именно, в этом достоблаженном состоянии, духовная природа человеческая получает полное и всецелое удовлетворение, всем своим существенным потребностям; и мы, освобождаясь от порабощения греховным влечениям, вступаем свободною ногою и распростёртым сердцем в область духовнаго бытия, где и препровождаем жизнь не в плотских помышлениях, но духовных.

Этого блаженнаго состояния всегда желали люди, искали его во все времена, в продолжении многих тысячелетий, ждали, будучи нудимы к сему внутреннею и коренною потребностию души своей, по природе стремящейся к источнику своего бытия – Богу. Но доколе Христос не пришёл на Землю, мало где, и даже в «Богоизбранном роде Еврейском», сиял свет святого Богообщения. Вся Земля была покрыта темнотою Богоневедения; люди сидели во тьме и сени смертной, и мраком духовным покрыты были вся племена земная, как прекрасно о сем богословствует один из наших отечественных учителей Церковных: "пред пришествием Спасителя,– говорит он,– пророческому взору представляется вся Земля покрытою глубоким мраком неведения идолопоклонства. И вот в Иерусалим, на престол Давида, является Мессия – Свет Иеговы. К сему-то великому Свету радостно устремляются все народы, ходящие во тьме и живущие во мраке! «Светися, светися,– взывает Пророк к народу Иудейскому,– прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се тьма покрывает Землю и мрак на языки, на тебе же явится Господь и слава Его на тебе узрится, и пойдут царие Светом твоим и языцы светлостию твоею» (Ис.60:1-3) (Голубинский).

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий