На горах Кавказа. Часть первая. Глава 27

Схимонах Иларион (Домрачев)

 

О чрезвычайной важности в деле нашего вечнаго спасения Иисусовой молитвы. Её объяснение; сравнение с прочими молитвами и ея достоинство

На горах Кавказа. Схимонах Иларион Было разсуждение между нами — пустынниками Кавказских гор — о том, почему в писаниях Святых Отцев учение о молитве составляет главное и коренное учение.

Говоря о многих и различных предметах, существенно необходимых ко спасению, они дают им значение второстепенное — вообще подготовительное; но говоря о молитве, называют её окончанием всех подвигов и покоем в Боге.

Так святого Исаака — отца и наставника пустынников — иногда спрашивали ученики: «когда человеку можно узнать, что он достиг полнаго совершенства»?

Святый отец отвечал: «когда достигнет ко непрестанной молитве, тогда он делается жилищем Святаго Духа, и, по слову Писания, не к тому себе живет, но живет в нем Христос» (Гал.2:20). Он, Господь Иисус Христос, составляет внутреннюю силу, корень и державу всякой нашей молитве, возносимой от Земли на Небо.

Учение святых Отцев истинно и свято ибо основано на Священном Писании, проверено и утверждено опытами целой жизни. Это есть драгоценное наследие, оставленное нам великими Отцами и подвижниками благочестия, которые трудами и потом проходили стези, исполненныя крови, и оставили нам в руководство неоценённое благо, заключённое в их святых писаниях. Проницая в самыя глубины духовной жизни, они весьма хорошо видели и разумели — в чём состоит самая сущность, сила и корень духовной жизни, и охотно постарались передать это чрез писания нам — своим потомкам.

Действительно, несть иного имени под Небесем, данного человеком, о нем подобает спастися нам (Деян.4:12) и кроме Господа Иисуса Христа несть духовной жизни. Как Солнце озаряет всю Вселенную, производя повсюду радость, жизнь и довольство, так и Господь Иисус Христос всё содержит, питает, живит и радует. По слову святаго Апостола, носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3). Без Него ни единаго мгновения, ни одна тварь не может жить ни в духовном мире, ни в телесном. В Нём жизнь всего сущаго и спасительный свет человекам. И если бы Он на едино мгновение отвлёк от твари Свою всемогущую, всезиждительнию силу, то она тотчас бы обратилась в ничтожество, из котораго и произошла. По этому-то и нужно Сию самосущую жизнь и Самый Источник жизни вселить в сердце своё и тогда человек не умрёт во веки, соединён будучи с Саможивотом.

Потому, можно сказать, что молитва Иисусова, то есть молитва именем Господа Иисуса Христа, по достоинству своему и важности и по силе, в ней заключённой, безспорно имеет величайшую силу и значение. Всё Христианское Богопочтение совмещается в имени Иисус Христовом, Которое поэтому и называется «ей и аминь», как совершитель всех молитв, возносимых от Земли на Небо. И не только сие, но даже всё, что относится к области молитвы: прошения, благодарения, славословия, сердечныя воздыхания, вера, надежда, любовь — словом: всё содержание духовной жизни совмещается в имени Господа Иисуса Христа — всемогущаго Бога и Сына Божия, Спасителя нашего, Он есть Начальник нашего спасения и единственная дверь в вечную жизнь (Ин.10:9).

Нельзя молиться к Отцу Небесному, помимо Ходатая нашего Господа Иисуса Христа, и нельзя ожидать получения и приятия Святого Духа, если не по ходатайству Сына Божия, как и говорит Он своим ученикам: Аз умолю Отца и даст вам другого Утешителя (Ин.14:16). Един Ходатай Богу за человеки, чееловек Христос Иисус (1 Тим. 2:5).

Вот именно в этом-то отношении, то есть к таинству нашего спасения, мы имеем первую и необходимую нужду приносить свою молитву первоначально к Сыну Божию, как к своему Спасителю, Ходатаю и Искупителю. Он молится вместе с нами, как человек, ибо написано: и бысть в подвизе, прилежно моляшеся, и бысть пот Его, яко капли крови, каплющия на Землю (Лк. 22:44). И Святому Апостолу Петру говорит: «Аз же молихся о тебе» (Лк.22:32) и ещё говорит Апостолам: Аз умолю Отца (Ин.14:16). И вместе и приемлет наши молитвы, яко Бог, седяй в неприступной славе Своего Божества — на престоле высоце и превознесение, и Серафимы окрест Его. Он принял наше естество в единство Своей Божественной Ипостаси, и является новым родоначальником всего человеческаго рода.

Апостол говорит: якоже о Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут (1 Кор. 15:22). Поэтому, кто не во Христе, а помимо Него хочет устраивать своё спасение, тот, вместо спасения, найдёт себе неизбежную пагубу.

Необходимость иметь общение или же единение с Сыном Божиим видно из того, что в Нём, по слову Апостола, вечная жизнь; а потому Он и называется Жизнодавец, Податель вечной жизни.

Но чтобы поддерживать постоянное общение с Господом Иисусом Христом и иметь непрестающую память Божию, дабы чрез это иметь в Нём причастие вечной жизни, для этого, без сомнения, Самому Господу Богу благоугодно было открыть рабам Своим и научить их таинству непрестанной молитвы — Его пресвятейшим именем, которую, по ея краткости, можно читать во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте, — и тем непрерывно поддерживать своё внутреннее общение со Христом Господом. Молитва сия совмещает в себе всё исповедание Христианской веры, и всю сущность Евангелия; теснейшим образом соединяет нас с Господом Иисусом Христом и в Нём делает нас причастниками вечнаго живота; очищает наш ум от суетных помыслов и делает его чистым, как Небесный свет, освящает сердце, делает его вместилищем Божества, от чего человек и делается Богоносцем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий