На горах Кавказа. Часть первая. Глава 40

На горах Кавказа. Схимонах Иларион

Схимонах Иларион (Домрачев)

Глава 40. О применении веры к деятельности пустынника. О любви. О Христианской надежде

Без живой веры в промысл Божий решительно невозможно прожить в пустыне, потому что супостат диавол старается прежде всего и более всего смущать живущих здесь помыслами маловерия и сомнения в Божие промышление о нас, а когда поколеблет этим наше сердце, то мы делаемся по всему слабыми, как трость, ветром колеблема.

Начинающаго или даже ещё только намеревающагося жить в пустыне враг берёт помыслами: ну где ты возмёшь денег, чтобы приобретать себе пропитание, откуда будешь брать одежду, а когда, бывает, заболеешь, что соделаешь в пустыне непроходной?.. Живущаго же в пустыне устрашает разбойниками, от которых действительно и пострадали многие пустынники, конечно, по его же злобному наущению; то зверями, то сам устрашая ночью разными привидениями.

Но когда человек утвердил себя в вере в Бога, то всё сие ему как ничто. Он не обращает никакого внимания, хотя бы, как говорит один угодник Божий, столкнулись вместе Небо и Земля – и тогда не убоится ничего. Но чтобы приобресть таковую веру, нужно прежде всего молиться о сем ко Господу Иисусу Христу, как показали сие святые Апостолы. Молясь о сем, они говорили: «Господи, приложи нам веру» (Лк.17:5),– и Господь не отказал, как не откажет и ныне никому из просящих о сем. Сею верою они победили мир. Сия есть победа, победившая мир вера наша (1 Ин.5:4.) Без веры не возможно угодить Богу (Евр.11:6.) Чтобы приобрести её, нужно и самому иметь о сем старание; нужно уяснить догматы веры, вникать в смысл Божественнаго Писания.

Всякая добродетель, по словам святого Григория Богослова, состоит из трёх частей; из них две части принадлежат Богу, а одна часть человеку, которую он всенепременно и должен исполнить, а без этого добродетель не состоится.

В особенности же нужно со всем старанием уразумевать Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Не лишним будет здесь обратить внимание и на то: почему, при совершении чудес над недужными, Господь Иисус Христос всегда требовал веры в Себя, как Сына Божия: веруете ли, яко могу сие сотворити,– вопрошает Он двух слепцов, следовавших за ним, по воскрешении Им дочери Таировой (Мф.9:28). Иерихонскаго слепца тоже вопрошает: что хощеши да ти сотворю!.. Он же рече: Господи, да прозрю! – Прозри,– отвещает Господь – вера твоя спасе тя (Лк. 18:41-42.) Кровоточивую похваляет: «дерзай дщи – вера твоя спасе тя» (Лк.8:48.)

Жене Хананеянке удивляется: о, жено! Велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши! (Мф.15:28).

Равным образом, и все прочие случаи исцелений: глухих, немых, слепых, разслабленных, по собственному ли их прошению или же по просьбе других, описанные в Евангелии, показывают нам наглядным образом и осязательно дают видеть и понимать спасительную силу веры в Господа Иисуса Христа; или же в чём состоит молитва веры, которая никогда не остаётся неуслышанною, но всегда входит во уши Господа, Человеколюбца и приемлет просимое. «По вере,– говорит Первосвятитель Московский Филарет,– искали Его, с верою приближались к нему, верою духовною прикасались к Его силе!», прикасались телесно к Его пречистому телу или ризам, верою почерпали из источника благодати, как будто силою похищали всеисцеляющую силу Спасителя".

Но посмотрим сию веру в ея производстве. Возьмите какой угодно случай исцеления и смотрите: вот, примерно, кровоточивая прежде всего размышляет в себе, глаголющи: аще точию прикоснуся ризам Его – спасена буду (Мф.9:21). От этого размышления родилась в ея сердце несомненная надежда, а сия проредила веру во всемогущую силу Христа Спасителя, которая и привлекла её к Источнику исцелений. "Итак, то, что было пред очами телесными приближение и прикосновение, по созерцанию духовному Господь называет «верою» (Свят. Филарет, Митрополит Московский).

Как здесь, так и во всех других исцелениях, не исключая воскрешения мертвых, показан путь веры ко Господу самым очевидным и наглядным образом. Из сего можно видеть, что всякий, получивший от Господа Иисуса исцеление, пришёл к Нему именно с верою и надеждою получить исцеление.

Но почему же именно требуется вера при совершении чуда, которое всегда есть действие силы Божией? Это потому, что как наше падение произошло от неверия Богу, то теперь необходимо требуется противовес сему и противоположение; требуется положить другое начало в душе своей и дать ей направление противоположное прежнему; нужно утвердить в себе несомненную веру в Бога, как истиннаго и неложнаго. И сия вера, свидетельствуемая добрыми делами, возстановляет нас в первобытное состояние, соединяя с Богом. Вера раскрывает наше сердце для приятия силы Божией на подобие того, как открытый сосуд для вмещения влаги; а безверие, сомнение, маловерие делает его закрытым и не допускается войти в него силе Божией; или как дождь, падая на вспаханную землю, весь поглощается землёю, а падая на железную крышу, скатывается на низ, так и сердце, раскрытое для веры, вмещает в себе все словеса Божии, а закрытое – пускает их поверх себя.

Не будет безполезно, а пожалуй и весьма благопотребно, посмотреть применение веры вообще ко всем нашим добрым делам и к утверждению во благочестии всей нашей жизни. Во 1-х , когда сия вера утвердит в нашем сердце святым бытием своим обитель свою и проникнет своим убеждением все силы нашей души: ум, волю и сердце, тогда нет препятствия для Господа исполнять наши молитвы.

Вся убо елико, аще молящеся просите, веруйте, яко приемете и будет вам (Мк.11:24). Это одно отверзает нам свободный вход в Небесныя сокровища; потому-то Господь Иисус Христос убеждает нас в Евангелии многими притчами, примерами из нашей земной жизни и прямым повелением к усердным молитвам к Нему – Богу живому, истинному, непамятозлобному, дающему нам более, нежели сколько просим, и Который охотнее исполняет наши молитвы, нежели как мы молимся.

Сия святая уверенность и несомненное убеждение в истине всего Божественнаго должны лежать в самом корне и основании нашей деятельности; проникать всю душу и силы ея; всё наши дела, труды, подвиги, стремления, чаяния, намерения, движения, словом – должно быть жизненною силою души. Ибо все, что не от веры – грех (Рим. 14:23). И без веры не возможно угодити Богу (Евр.11:6). Чем сильнее у нас сия вера в Бога и твёрже сердечное убеждение в истине словес Божиих, тем крепче и неподвижнее основание, на котором созидается самое наше спасение; тем ближе к нам Бог и человек крепче в добродетели и во всей жизни потому, что он в Господе утвердил своё сердце и поставил ноги свои на гранитной скале, стоящей несокрушимо среди бурнаго моря, неудержимых в жизни преграждений, стоит не колеблясь и не боясь никакого возмущения свирепеющих волн.

Вера, как и молитва, есть та святая вервь, которая привязует наш дух к Богу и держит в единении с Ним. Внутренняя сила ея есть стремление к Богу для непосредственнаго союза и общения с Ним.

Но посмотрите и на то, как она служит побуждением и основанием для всякаго добраго дела?

Например: отчего у нас нет милосердия и охоты помогать ближним своим от имения своего?.. Боимся, что сами впадём в нищету, почитая ущербом для себя данное брату... А словам Господа не верим, когда Он говорит во священном Евангелии: дайте и дастся вам меру полну, неткану потрясну и преливающуюся в лоно ваше (Лк.6:38).

Милуяй нища, взаим даёт Богови, по даянию же его воздастся ему... (Притч. 19:17). И многое множество таковых обетований находится по всему пространству Священнаго Писания – Ветхаго и Новаго Завета. А не веруяй,– говорит святой Апостол Иоанн Богослов,– лжу творит Бога (Ин. 15:10). И того ради делается – чуждым Божественных обетований.

Равным образом и безпристрастие к вещам и нестяжательность никак не может быть в нас, если прежде мы не утвердим в своём сердце несомненной веры в истиннаго Бога и в Его неложное слово, что ни в каких трудных обстоятельствах жизни Он не оставит нас искуситися паче, нежели можем понести, но всегда и непреложно исполнит наше лишение. (1 Кор. 10:13).

И можно ли представить всю высоту блаженства и неподвижность человека, утвердившаго в своём сердце спасительную сию и радостную уверенность, как он нетрудно стяжал надеждою на Бога неизследимое богатство всевозможных благ временных и вечных, духовных и телесных, и стал чрез своё полное безпристрастие ко всему временному и тленному, по слову Лествичника, как владыка всего мира, превысший всех тленных вещей и всего тварнаго бытия; или же как гранитная скала среди волнующихся изменений земного бытия.

Тогда как в противном случае, при неимении веры в Бога, мы все свои надежды, по необходимости, возлагаем на текущия и тленныя вещи века сего. А они как волны морския движутся, колеблются, воздымаются. Так и человек не твёрд, волнуем сомнением, безнадёжием, безверием, кто не имеет веры в Бога истиннаго, праведнаго, всемогущаго, Иже, рече и быша, повеле и создашася. (Пс.32:9). И слово Его – истина есть (Ин.17:17).

Так и во всех делах нашей жизни, относящихся ко спасению души, мы хромаем, немоществуем, слабы и безсильны, потому что своим безверием отторгнуты от Бога – Источника силы и духовных благ, а в себе силы к деланию добра не имеем, и колеблемся, как трости от ветра.

В Богословии Макария, Митрополита Московскаго, говорится, что из всех благ, каких удостоил нас всеблагий Человеколюбец, самое первое и высшее есть неоспоримо Вера, ибо только чрез неё и в ней мы можем находить для себя истинное счастие и блаженство. Таким же точно благом служит вера и для всех духовных существ, прославляющих Господа своею доброю жизнию и обретающих в ней своё истинное блаженство. И так, прежде всего, нужно веровать в Бога истиннаго и неложнаго, немогущаго,– по слову Апостола,– солгати Себе (Евр.6:18), и Который отрещись Себе не может (2 Тим.2:13). И сия вера вменяется нам в заслугу пред Господом и составляет сама в себе высокую добродетель, потому что показует в человеке больше доверие к слову Божию, нежели к своему разуму.

Сим мы являем послушание Богу, охотно приемля всё Его Божественное откровение, и, несомненно, веруя в истину всего, что было благоугодно Ему открыть нам во священном Писании.

При всём том Богопросвещённый проповедник Христовой истины – святой Апостол Павел не усвояет никакого значения даже и такой чудодейственной вере, еже бы горы преставляти, если не имеем любви к Богу и ближнему (1 Кор. 13:2). Из сего открывается несравненное превосходство любви, как союза совершенства или совмещения всякаго добра. «Поэтому вера всенепременно должна быть, по слову Апостола, споспешествуемая любовию (Гал.5:6). Без любви вера одна не может доставить нам вечнаго спасения. Ибо сказано: и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19), и Авраам,– говорит святой Апостол,– оправдася от дел, вознесши на жертву сына своего Исаака» (Иак.2:21) (Архим. Антоний).

Веровать и не делать того, чему научает вера, есть противоречие самому себе, разсечение единства души и полное несоответствие своей жизненной цели. Проникнувшись же делами, соответственными вере, мы являем полноту духовной жизни. «Так что одна вера не доставит нам вечнаго спасения, если жизнь не будет сообразна с нею».

Святой Апостол Иоанн говорит: глаголяй, яко познах Бога, и заповеди Его не соблюдаете, ложь есть и в сем истины нет. Глаголяй в Нем, то есть в Иисусе Христе пребывати должен есть, яко же Он ходил, и сей такожде да ходит (1 Ин.2:4-6).

«Святой Апостол Павел говорит, что мы для того и искуплены Иисусом Христом, дабы творить дела благая. Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Евр.2:1-10.) Что благодать для того и дарована нам, да отвержемся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце (Тит. 2:11-14). Что на последнем суде потребуется от христиан не только вера, но и добрыя дела, и от них будет зависеть наша вечная участь (2 Кор. 5:10). С особенною же силою необходимость жизни, сообразной с верою, утверждает Святой Апостол Иаков: кая польза, братия моя, аще веру глаголет кто имать, дел же не имать! Еда может вера спасти его. Яко тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак.2:14-17) (Архим. Антоний).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий