На горах Кавказа. Часть первая. Глава 7

Продолжение. Начало Здесь.

Схимонах Иларион (Домрачев)

Разъяснение о том, что требуется для приятия дара Иисусовой молитвы, и почему она трудна. Как относятся псалмопение и Священное Евангелие к Иисусовой молитве. Естественное соотношение составных частей в человеке, и о правиле. Кто научил Старца Иисусовой молитве

На горах Кавказа. Схимонах Иларион Что требуется для того, чтобы быть способным к приобретению дара Иисусовой молитвы, или, что то же, живаго общения с Ипостасным Словом Божиим — Иисус Христом, в Котором жизнь всего живущаго и животворный свет всем человкам?..

Ответ: Прежде всего нужно веровать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и истинный Бог, и есть Тот Самый обетованный Избавитель мира, Котораго ожидало человечество во всё время своего Существования на Земле, яко своего Спасителя и Примирителя и о Котором было сказано ещё в раю согрешившим прародителям нашим: Семя Жены сотрет главу змия (Быть. 3:15).

— Потом необходимо нужно исполнять всё, что Господь Иисус Христос заповедал творить нам во Святом Своем Евангелии, — Сам ли непосредственно или чрез Святых Своих учеников и Апостолов. Словом — нужно исполнять всё, чему учит нас Христианский закон, вера наша Православная и Святая Церковь, назданная на основании Пророков и Апостолов, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф.2:20). Нужно приступать, конечно, с должным приготовлением к принятию Святых Животворящих Таин — Тела и Крови Господа Иисуса Христа — в таинстве Евхаристии. Без этого, по слову Самого Господа, мы не можем иметь в себе жизни вечной. Сего святейшаго таинства решительно ничем невозможно заменить. Оно Божественно, безпредельно и вечно -по своим плодам для нас и силе; а всё наше — человеческое, есть несовершенное, греховное.

Вообще же нужно проводить жизнь покаянную, в подвигах и трудах благочестия и доброделания; усердно спешить на исполнение всякаго добраго дела, какое бы ни встретилось на пути жизни нашей.

Вместе с сим, ещё необходимо нужно молится о даровании сего безценнаго дара — Иисусовой молитвы — к Преблагословенной Богоматери и усердной Заступнице Христиан — Царице Неба и Земли.

Нужно твердо знать и быть несомненно Уверенным в той непреложной истине, что как избраннейшая от всего рода человеческаго, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, чистейшая солнечной светлости, приснодевственная Матерь Христа Бога нашего, удостоенная быть, ради Своих несравненных качеств, Материю Сына Божия, прежде век рожденнаго от Отца, то вместе с сим дана Ей благодать подавать сию молитву тем людям, которые просят у Нея сего пренебеснаго дара, как это видно из жития многих святых угодников Божиих, например: Серафима Саровскаго, Парфения Киевскаго, Максима Афонскаго и других.

Поэтому, если кто с сердечною верою обратится к Божией Матери и усердно попросит молитвеннаго дара, то невозбранно получит; — и он служит несомненным залогом великаго к нам Божия милосердия.

Сия Божественная и Священная молитва, — страшная для всей твари и огнепалительная для демонов, — необходимо почивает и покоится на четырёх столпах. Во-первых, на искреннем смирении: нужно испросить у Господа Бога дар узреть себя худшим всей твари, считая без исключения всякаго человека лучшим себя; иметь с ним обращение дружелюбное, искреннее, откровенное, без всякия лести, коварства и притворства.

Во-вторых: на любви ко всякому брату нелицемерной, всецелой, даже до положения за него своей души. Нужно любит его, как самого себя, чего желаешь себе, то сделай и ему. Или даже ещё так, чтобы давать ему самонужнейшия свои вещи; словом — полагать душу свою за всякаго близкаго своего.

В-третьих: необходимо нужно хранить себя в чистоте душевной и телесной. Здесь разумеется нечистота блудной страсти — во всех ея видах и проявлениях, начиная от помыслов и сердечных ощущений до страстных прикосновений. Нужно знать, что Небесное Миро сие не может пребывать в зловонном сосуде, но расторгнет его и излиется вон.

Четвёртый столп умнаго делания Иисусовой молитвы есть то, чтобы иметь сердце болзненное и печальное сокрушение о грехах своих и о великом своём греховном повреждении. Это последнее делание настолько необходимо, что, как известно всякому, святой Иоанн Лествичник говорит: «какие бы великие подвиги мы ни проходили, но если не имеем болезненнаго сердца, то все они суетны и безполезны».

Кроме всего этого нужно великое и чрезвычайное усердие и прилежание к этому делу и несказанное старание, а главное и всего нужнейшее — помощь Божия. Но и при всём том иногда проходят несколько десятков лет, когда человек вступит в пределы Иисусовой молитвы.

— Почему же она так трудна?..,

— Потому что ничего нет равнаго ей на ея высших степенях, где вообще идёт и действуется вся наша истинная, духовная жизнь, как это хорошо знают, удостоившиеся благодатию Божиею достигнуть сего высокаго состояния. К тому же сие есть одно из высших средств для борьбы с сопротивными силами, как и Лествичник говорит: «бей невидимых супостатов именем Иисуса, крепче этого оружия не обрящешь ничего». Сказано, что в имени Божием — Сам Бог; но чтобы стяжать Бога — это нелегко; и снова тяжко скорбел старец, что ныне делание Иисусовой молитвы почти неведомо людям века сего. И продолжая речь говорил, что оскудение Иисусовой молитвы главным образом происходит от того, что нет наставников и учителей этому душеспасительному делу. Не только что зело оскудеша, но, как говорит Епископ Игнатш: «их нет».

Действительно, настало для нас то печальное время, о коем издалече предвозвестили нам наши родные по духу преподобные Отцы, невещественно в горах и пустынях пожившие, а многие и среди мира — во градех и весех; и о имени Господа Иисуса Христа благодатно просветившиеся, ставши великими и славу получившими, как здесь на Земле, так в особенности на Небеси.

Они говорили, что наступит время, когда вещественность подавит духовное, земныя занятия воспреимуществуют, а духовныя отодвинутся на задний план. И если бы учение о сей спасительной молитве, по милосердию Божию, не было заключено в писание, то теперь исчезли бы о ней и самые следы. Потом я спросил:

— Как относится псалмопение к Иисусовой молитве и нужно ли оно?

Старец отвечал:

— Это зависит от степени духовнаго развития; в ком духовное чувство восприяло Самого Господа, в нем же, — по слову Апостола, — сокрыты вся сокровища премудрости, разума и ведения (Кол.2:3), тому чтение псалмов, канонов, акафистов и тропарей делается затруднительным, а пожалуй в большей части и ненужным, потому что таковый, непосредственно предстоя лицу Божию умом в сердце своем, не может внимания своего ни на один миг уклонить от сладчайшаго Иисуса. То всё есть ветхий закон и служит обичительным руководством; есть пестун и детоводитель ко Христу, имея только, по слову св. Апостола, одну тень грядущих благ, сокрытых во Христе, как и говорится о сем в чине Божественной литургии: «исполнение закона и пророков Ты еси, Христе» (Служебник)... И как говорит Апостол: кончина закона Христос (Рим.10:4).

Кроме того — сие можно видетт также в житиях Святых угодников Божиих, достигших совершенства. Так у святого Исаака Сирскаго говорится, что ему известен был один подвижник, который говорил о себе: «одну славу (Псалтыри) ещё могу прочитать, но что далее, то хотя буду стоять и долгое время, уже не имею нужды в словесных молитвах». И это, конечно, по причине восхищения его ума в духовный мир. Равным образом и в наставлениях отеческих советуется всякому, кто старается только о приобретении Иисусовой молитвы, а ещё не имеет её, много читать псалмов и песней, канонов и тропарей; и это всё до тех пор, пока умные силы его мало-помалу соберутся во едино, придут в состояние недвижимости и непарительности, нужной для сочетания со Христом; после сего ему закон уже не лежит. Сам Дух Святый руководит его в деле молитвы.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий