На горах Кавказа. Часть первая. Глава 7

Вопрос: вы сказали, что с трудом или, по крайней мере, не с сознанием первой важности, обязанности и необходимости, читаете все вообще молитвы, св. Отцами по вдохновению Святаго Духа составленныя и препо-данныя Святою Церковию во всеобщее всех Христиан ползование, тогда как пишется и про Авву Филимона, что он еженощно прочитывал изустно всю псалтирь и зачало из Евангелия, а другое из Апостола?

Ответ: не презираю я, — отвечал старец, — установления церковнаго и почитаю существенно нужным и обязательно неизбежным исполнять всё, что преподано и заповедано чадолюбивою Материю нашею св. Церковию к вечному спасению Своих чад. Но только нужно знать, что в духовной жизни и, тем более, в нашем молитвенном шествии к Господу Богу, есть свои неизбежныя меры и степени приближения. На первый раз, как только человек отрешается от мира произволением своим, чтобы служить Господу Богу, — исполнением святых Его заповедей, то разнообразие церковных молитв, псалмов, канонов и тропарей ему совершенно необходимо, потому что ум его ещё не может иметь собранности и объединения в единую точку, что бывает по достижении совершенства, а потом уже, по мере проникновения в духовность, или вернее, по мере соединения его с духом, он всё более входит в единство и, наконец, объединяется с именем Божиим в нераздельнию единичность. Вем человека о Христе, — добавил старец, — в роде нашем и в наше время живущаго, который говорил о себе: «во всём мире духовном и вещественном я вижу только два слова: Иисус Христос».

Сердечное сочетание своего духа с Господом, — это состояние достигается, можно сказать, не многими, особенно в нынешнее время, вообще скудное таковыми стремлениями.

Известно, что человек отпал от Господа Бога множеством суетных помыслов. Ибо в Писании говорится: Бог создал человека правого, то есть с единым неуклонным стремлением к верховному благу; тии же взыскаша помыслов многих (Еккл.7:29).

Отсюда становится нам несколько понятным первобытное состояние невинности первых людей, то есть, когда и теперь мы увидим всю нужду и необходимость подчинения низших сил души высшему началу или духу, который именуется «владычественный ум»; и, как говорит св. Григорий Богослов, первый был поражён грехом, возжелавши равенства с Богом и наполнивши себя сими греховными мыслями. О сем Еп.Феофан пишет так:

"Естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшаго большему, слабейшаго сильнейшему, таково: тело должно подчиняться душе, душа духу, дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душею зависит от соприсущаго ему Божества, сила души над телом от обладающаго ею духа. По отпадении от Бога, произошло, и должно было произойти смятение во всём составе человека: дух, отдалившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе; душа, невозвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность.

Человек до приятия новой жизни в Господе Иисусе Христе, именно находится в этом состоянии низвращённаго соотношения составных частей его существа, подобие которому представляет зрительная трубка, когда составныя ея части вдвинуты одна в другую.

Так слово Божие, говоря о грешниках, забывающих Бога, постоянно почти называет их плотскими, редко душевными, а духовными не только не называет, даже почитает их противоположными таковым.

Ещё о первом допотопном мире сказал Бог: «не имать Дух Мой пребывать в человецех сих, зане суть плоть» (Быть. 6:3).

А что касается Аввы Филимона, совершавшаго еженощно всю псалтирь, то о сем нужно сказать: не всем всё! Всякому свое дарование, а нам нужно смотреть своего сердца склонность, — в чём оно находит свою духовную пищу и питие.

Что говорит Апостол о раздаянии людям разных даров благодати по мере их приемлемости. Всякому дается, — говорит он, — явление Духа на пользу: овому бо слово премудрости, иному — слово разума, другому — вера, иному же дарования исцелений о том же Дус, другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, тому — роди языков, а тому — изъяснение языков: вся же сия действует един и Тойжде Дух (1 Кор. 12:7-10).

Видите различие благодатных даров и не одинаковое даяние Божие. Каждому своё, что Сам Господь — Серцеведец находит нужным на пользу его и ближних. И в другом месте тот же Апостол говорит: «да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр.12:1), то есть кому какой принадлежит: иному на мучение, другому в монастырь на подвиг послушания, кто в пустыню, а кто на воинскую с супостатами брань, — всякому своё призвание. Но сущность всех подвигов есть чистота сердца и любовь, — без сих никто же узрит Господа (Евр. 12:14), что по простому понятию нужно разуметь нравственное совершенство, или преуспеяние в добродетели.

И простер старец речь свою о крайней необходимости любви в деле спасения, и лилась речь его, как многоводная река, полная духовнаго разума. Но всего, за множеством слов, невозможно передать. Только ясно было видно, что без искренней любви к ближнему, всё наше житие суетно и ничтожно.

Я спросил:

— Какое держите правило?

Старец отвечал:

— Живя в пустыне и сам для себя исполняя всякую службу и заботясь о всём потребном для жизни, не имею возможности исполнять определённое правило. Кроме того, действие внутренней Иисусовой молитвы, частовременно, по милосердию Божию, возбуждаяс в сердце моём, не допускает исполнять правило; я его не исполняю, производя действо Иисусовой молитвы. Оправдание своему таковому поступку нахожу в учении только что помянутаго, святаго Отца — преподобнаго Филимона. Наставляя ученика своего на делание внутренней Иисусовой молитвы, он говорит: "аще днём или нощию ощутишь в себе наитие внутренней духовной молитвы, то правилу своему никакоже да не внемлеши. Это значило бы оставить высшее и низойти на низшее, или оставить беседовать с Господом лицем к лицу и выйти из дома и чрез стену простирать к Нему свою беседу. Каковая несообразность, конечно, всякому очевидна.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий