На горах Кавказа. Предисловие автора ко 2-му изданию

Делая возможно подробное объяснение Иисусовой молитве, слово нашего писания встретило неизбежную нужду коснутся и значения имени «Иисус» единственнаго над Солнцем, о Нем же подобает спастися нам (Деян.4:12), Того имени, коему, по слову Апостола, поклоняется всякое колено Небесных, земных и преисподних (Фил.2:10) и которое, заключая в себе всемогущую силу, сим свидетельствует, что в имени сем, призываемом верующими, пребывает Сам Единородный, воплотившийся нас ради Сын Божий.

Но и здесь опять тоже может быть вопрос: почему же наше объяснение остановилось на имени «Иисус», когда Сыну Божию принадлежит безчисленное множество имён, и, конечно, все они равны между собою?

Это потому, что имя «Иисус» значит Спаситель, а Он так близок к роду человеческому, нужен ему и составляет для него такую исключительную неизбежность, что без Него даже и помыслить нельзя о возможности нашего спасения. Как Солнце живит и радует в видимой природе всё причастное жизни, так в несказанно большей мере и Господь Иисус Христос оживляет всякую верующую Ему душу Своим животворящим вдохновением, живит и мертвит, низводит во ад и возводит, и всё творит по совету воли Своея. – А воля Его,– по св. Апостолу,– есть святость наша (1 Сол.4:3). Отнимите Солнце от природы, и всё в ней погибнет, замрёт всякая жизнь; – отнимите Господа Иисуса Христа от душ наших,– и они будут мертвы в существе своём, как глыба Земли, имущая только бытие, но чуждая жизни.

В имени «Иисус» находится Своим присутствием Сам Господь Иисус Христос, сладчайший наш Искупитель. А если бы кто пожелал ближе уверится в этом, то ему можно указать слово Господа Иисуса, когда Он, доказывая иудеям истину Своего учения, говорил: всякий, кто хощет творити волю Божию, разумеет о учении сем (Ин.7:17). то есть: из своего опыта; так и здесь,– войди в подвиг делания Иисусовой молитвы, достижение которой, конечно, и возможно только при доброй жизни и при исполнении Евангельских заповедей – достигни живаго Богообщения, соединись своим сердцем с Господом Иисусом Христом; – и тогда увидишь в себе это таинство, недоступное земному ведению и никакой науке мира сего; отнимите Божество от имени Иисус Христосова и оно будет, как и имя всякаго из нас. Тогда какое же преимущество будет сему имени, превознесенному выше всякой твари?.. Но оно дорого нам, как имя Спасителя своего, единение с Ним есть наша вечная жизнь.

Ведение сие особенно нужно для тех из нас, кои вступают в подвиг упражнения Иисусовою молитвою, потому что, при сознании сего, невольно возникает в нас страх Божий, благоговение, внимание и, елико возможно, должное отношение к делу. А это, как нельзя более, способствует правильному течению молитвы и ея утверждению в нашем сердце. Очень великое дело состоит в том, чтобы в имени «Иисус» ощутить действительное присутствие Сына Божия. И это есть высочайшее таинство духовной жизни, которая, как известно, имея своим основанием общение со Христом и единение с Ним духа нашего, от сознания сего как бы естественно получает силу Божественную, всезиждительнию и оживляющую. Словом – воскрешающую её от мертвых. От чего мы вообще бываем немощны, слабы и безсильны в нашем служении ко Господу и во всех наших духовных делах и исправлениях?.. От того, что нет у нас этого спасительнаго, всеоживляющаго сознания. Не только не хотим, но и страшимся сознать присутствие Сына Божия в молитвах к Нему, побуждаемые злыми помыслами и не должным настроением своего внутренняго состояния.

А между тем при сознании, и тем более, когда Господь даст, при ощущеннии того, что в имени своём Он Сам, Божественный Спаситель наш находится Своим страшным присутствием, молитва наша вступает в должный чин. Душа, потрясённая и содержимая страхом присутствия Божия, враз останавливается в своём неудержимом скитании по лицу Земли, собирается в себя всеми своими силами и чувствами, так что там уже нет места злым помыслам и разсеянности ума; а необходимо бывает внимание, благоговение, страх святый, трезвенность и весь собор благочестиваго и добраго настроения. Сердце, как воск от огня растаевает от ощущения близости Сына Божия и от прикосновения к Нему умом и сердцем, как говорит о сем великий Макарий Египтянин. Естественная грубость и дебелость сердца претворяется в духовное свойство – и сочетание его с Господом бывает лживое, действенное и легчайшее: любовь Божия, как внутренний союз, связует дух наш с Богом. Тогда человек увидит в себе дивное изменение: обновление своих внутренних сил, оживление духа, воскресает к истинной жизни, быв дотоле подавлен ея душевно-телесными движениями, входит во свете лица Божия, причащается Святыни Господней, вкушает, яко благ Господь, и живет состоянием премирных сил.

Плотской разум сего положения, что в имени «Иисус» находится Сам Господь Иисус Христос, принять не может, как узнали мы, обращаясь ко многим лицам по сему предмету, потому что он закон Божий читает телесно и не может разуметь, яже суть Духа Божия (I Кор.2:14). Но может ли он отнять сие Божественное чувство у ума верующаго, который зрит Бога, сущаго во всей твари, на Небеси и на Земли, в морях и во всех безднах. Нет ни самомалейшей линии в пространстве, ни единаго мгновения во времени: но все сущее в видимом и невидимом мире – полно присутствием Божества. Как Дух чистейший и безпредельный, Господь весь находится повсюду всем Своим Существом. И без сомнения пребывает им и во святом Своем имени.

Только нужно помнить, говорится в Богословии, что хотя «действие вездеприсутствия Божия является везде, но не на всех степенях сотвореннаго одинаково: иначе оно является в безличных существах и в ином виде в личных; иначе в благочестивых, иначе в злочестивых, там и здесь сообразно с приемлемостию тварей». И вот, может быть истинная причина, по которой не хотят имени «Иисус» давать Божественное достоинство и иметь сие имя как бы и Самого Сына Божия.

Всё Божие для нас непостижимо. Можем ли понять святейшую тайну Евхаристии, в которой Сам Господь Иисус Христос, находясь Своим присутствием, претворяет хлеб и вино в истинное Тело Свое и честную Кровь Свою, то самое Тело, которое родилось от Преблагословенной Девы Марии, жило на Земле, было распято на кресте и страдало,– и ту самую Кровь, которая была пролита на Живоносном древе за живот мира. Вкушая с верою и благоговением сего Святейшаго Таинства, мы приобщаемся духом Божества Христова, а устами и вкушением – Его всепречистаго Тела и Крови. Но всё это верою. Разум и понятие здесь места не имеют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий