На горах Кавказа. Предисловие автора ко 2-му изданию

Святой Апостол говорит, что иудеи распяли Господа Славы (I Кор.2:8). Но понятно всякому, что Господа Славы не только не можно распять, но даже и воззреть на него не может ни одна тварь, по причине неприступнаго света, окружающаго престол Его. Евреи распяли Иисуса Сына Иосифова, Иже от Назарета. Между тем – сей Иисус «Сын Иосифов», действительно есть Царь Славы, но сокрывший её в образе человеческом. Так в Богочеловеке, по причине двух естеств, Божескаго и человеческаго; иногда свойство одного естества берётся в смысл другого, потому что они в одном лице Богочеловека.

Но плотской разум, не признавая за именем Иисус Христовым Божественнаго достоинства, по необходимости, сим низводит его на степень обыкновеннаго имени. И мы вопрошаем его: «На что же ты призываеш сие имя в молитвах своих, начто поклоняешься ему? Чего ради, о имени сем,– по слову Апостола,– поклоняется всякое колено Небесных, земных и преисподних (Фил.2:9-11). И может ли быть что-либо без имени»? Имя выражает самую сущность предмета и неотделимо от него. Так имя «Иисус» значит Спаситель. «Глагол сей имя „Иисус“,– говорится в 50-й главе книги Каллиста и Игнатия Ксанфопулов,– мужи, достигшие живаго Богообщения, объемлют и лобызают, как полное делание молитвы, будучи исполняемы радости, превысшей всякаго разума». Почему? Конечно потому, что имя сие есть для них как бы Сам Господь Иисус Христос. Соединяясь с Ним духом своим, они слышат в себе вечную жизнь, а потому и радуются радостию великою и неизреченною.

Имя Божие превознесено повсюду в Писании превыше всего, так как это свойственно и прилично Самому Богу: От восток Солнца до запад,– восклицает в Божественном восторге Богоотец Пророк Давид,– хвально имя Господне; высок над всеми языки Господь, на Небеси слава Его. Кто, яко Господь Бог наш на высоких живый (Пс.112: 3-5). Возвеличил еси над всем имя святое Твое (Пс.и37:2).

Но здесь кто-нибудь может сказать, что не сие имя Иисус так возвеличено и прославлено, а другое, Божеское имя – Ему принадлежащее. Все имена, принадлежащая Богу, равны между собою. Между ними ни ни одного ни большаго, ни меньшаго, как во святей Троице всё одно: и Божество, и величие, и слава, и свойство и сила.

Молитва во имя Христа Спасителя, действуемая во смирении, покаянии, сердечном сокрушении и чистом помысле, соединяет с Ним нашу душу и, находясь в центре, или, что то же, составляя корень и основание духовной жизни, даёт человеку возможность не только видеть, но и содержать, как бы в объятиях, духовную жизнь во всей ея полноте и необъятных пространствах; в ея таинственных глубинах и неизследованных пучинах и во всех ея коренных основаниях, потому что здесь, от единения с Господом, подаются человеку все Божественныя силы, непосредственно почерпаемыя из самого Источника.

Господь Иисус Христос есть Царь Духовнаго Мира, конечно, и всего сущаго: – соединяясь с Ним в молитве духовным общением, мы (некоторым образом), по Его безконечной к нам благости, причастными делаемся всех благ в Нём заключенных, вкушая в самом Источнике вечную жизнь и Небесное блаженство, которое, по разуму церковных учителей, будет состоять в лицезрении Бога и в причастии Его благого Существа.

Господь Иисус Христос есть свет, по Его Божественному о Себе слову: Аз есмь свет мирови (Ин.8:12). Входя молитвою, которая есть устремление ума и сердца нашего к Богу, в сей Божественный свет, мы делаемся, по неизбежности своего с Ним общения, причастными Его невечерних озарений. Тогда Солнце правды просвещает нашу грешную душу блистаниями присносущнаго света... Так что здесь до конца исполняется слово Апостола Иоанна Богослова; свет во тьме (нашего греховнаго состояния) светится и тьма его не объят (Ин.1:5).

Ни сомнения, что можно молиться к Сыну Божию и кроме так называемой Иисусовой молитвы, другими молениями, молитвами и воздыханиями, и даже кто может, без слов,– одним внутренним устремлением духа – чувством сердца. Но сие последнее есть достояние преуспевших; для большинства людей оно не возможно. Как бы ни молились к Сыну Божию, но имя «Иисус Христос» не может быть исключено из наших мо-литв, какого бы свойства и содержания они ни были. Между всеми именами, какия в священном Писании принадлежат Сыну Божию, имя «Иисус» для нас грешных жителей Земли есть самое ближайшее, необходимейшее, наилюбезнйшее и решительно от нас неотступное, и ни в каком разе отнятым от нас быть не могущее, как имя единственное: «о Нем же подобает спастися нам» (Деян.4:14). И по какой бы причине мы стали лишать себя сего имени, когда Сын Божий благоволил возложить его на Себя, принявши в Свою личность наше естество. Если во плоти Христа, по Апостолу, обитала вся полнота Божества, то сие же самое необходимо принадлежит и Его Пребожественному имени – Иисус Христос.

Всё наши молитвы, моления, благодарения и вся Церковь с Своими уставами, чинами, доследованиями и законоположениями, основанием своим имеют Иисуса Христа. Как говорит св. Апостол: «основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащего. Еже есть Иисус Христос» (1 Кор.3:11).

Потому Господь, Иисус Христос, есть краеугольный камень, в деле домостроительства нашего спасения:«егоже не брегоша зиждущий». Как и Апостол говорит : «Камень же бе Христос» (1 Кор.10:4). И на сем камени зиждется святая Церковь, Которую, по слову Господа и врата адова не одолеют. Поэтому, чтобы внити в живот, видится вся неизбежност единения наших душ с Господом.

Достопоклоняемое величие имени «Иисус» и его несравнимое превосходство, Небесная высота и воистину Божественное достоинство показано в словах Апостола Павла. Как для Сына Божия равенство с Богом Отцом не было похищением Божеской чести, то и дарова Ему Бог имя, еже паче всякого имени, да о имени Иисусове всякое колено поклонится Небесных; земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Фил.2:9-11). Здесь, как поклонение и исповедание, так и имя Его и Сам Он, Господь Иисус Христос, представлено Алостолом в одном совокупном положении нераздельно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий