На горах Кавказа. Предисловие автора ко 2-му изданию

Для верующаго, любящаго Господа и всегда к Нему молящагося, имя Господа Иисуса Христа есть как бы Сам Он, Божественный Спаситель наш. И действительно, в производстве умно-сердечной Иисусовой молитвы всего лучше ощущается эта высокая истина. Как и говорит о сем св. Иоанн Златоустый; «Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два едино». Видите,– как он сливает во едино имя Господа с Господом, и говорит – нераздельно и совокупно, потому что оно так и есть. И нет возможности отделить в сознании и духовном чувстве сие имя от лица Богочеловека: – при таком разделении вышло бы нечто, совсем несообразное: имя Господа Иисуса было бы далече где-то от Него. Но такая раздельность не даёт нам в духе своём правильнаго ко Господу приближения и сердечнаго с Ним соединения. Ибо, где разделение, там не может быть единства жизни, а где – отсутствие единства и разложение, там нет и истинной жизни.

Когда святой Апостол Пётр исповедал Христа Сыном Бога живаго, то Господь сказал ему, что на сем исповедании Он созиждет Свою Церковь. «Как Я, действительно, есмь Сын Божий и Бог всемогущий, то и созижду её на Себе Самом».

Что же? Разве по плотскому разуму нужно Сыну Божию телесно лечь в основание Церкви... Никак!.. но всё это понимается, видится и чувствуется духовно-невещественно, умозрительно. Бог, имя Его святое и души наши суть мысленные Существа, и всё действо между нами происходит мысленно и не вещественно; но однако же действительно и для духовнаго чувства вполне ощутительно.

Но и помимо всего прочаго, нельзя отделять имени Иисус Христова от святейшаго лица Его – по величию, власти и вседержительству Того, Кому оно принадлежит. Ибо честь имени необходимо относится к лицу, сие имя носящему. Святии мученики страдали за имя Христово. Кто из них отрицался сего имени, тот отрицался Самого Христа и был чужд всего христианства, переходил на сторону врага и был Богоотступник, лишь бы только похулил имя Христово.

Видите – какое отношение имеет имя к Лицу, Коему оно принадлежит. Пожалуй, если смотреть на сие дело с внешней только стороны, то оно так и показуется. Но ведь нужно знать,что в духовном мире всё и понимается, и видится, и чувствуется духовно. Разум здесь имеет свойство не созидающее, а разрушающее, потому что препятствует своими плотскими понятиями непосредственной чистоте духовнаго созерцания, потому-то Апостол и повелевает покорить его в послушание веры. Святой Исаак Сирин говорит: «Если телом, то есть очами плоти, хочешь видеть духов, то к чему и очищение, подвиги и освящение ?!..»

Правду сказать, что только познавший силу имени Иисус Христова и в нём приобщающийся Божества, носящий сие превеликое имя посреди персей своих, как величайшую пренебесную святыню, есть наследник обетованной Земли, ибо семя ея в нем пребывает, и не имать умрети во веки, имея в самом себе присносущный Источник вечной жизни.

Говоря о необходимости Иисусовой молитвы в деле нашего вечнаго спасения, конечно, предполагается, что всякий, желающий войти в подвиг сего упражнения, уже знаком с Христианскою верою и уставами Святой Церкви и, по мере возможности, пребывает в исполнении Христовых заповедей. А потому обо всём этом, как не входящем в план нашего сочинения, мы и не говорим ничего.

Охотно, сознаёмся, что всё сие наше произведение всецело односторонне. Но мы отнюдь и не имели намерения подробно писать о духовной жизни, почитая это дело далеко выше своих сил, тем более, что о нём писано обстоятельно людьми духовными и причастными высшаго ведения и мудрости. Наша цель в своём труде была, как и выше говорено, дать должное место в духовном преуспеянии Иисусовой молитве, показать ея необходимость, важность, высоту и ея воистину Божественное достоинство, непризнаваемое людьми века сего, и даже можно сказать, да, не поставит нам сего Господь, Праведный судия, во грех осуждения, и большинством монашествующаго мира.

Сделан в этом писании краткий очерк Личности Христа Спасителя. Это для того, чтобы всякий, молящийся к Сыну Божию, имел возможность тут же видеть и Его образ, хотя и написанный красками бледными, всеконечно и всецело недостаточными, но усердно и с благим намерением, которое Господь только и взыскует от нас. Приложена статья о Евангелии и о притчах Господних, где доказывается Божественное достоинство Христа, Сына Божия,– особенно разсмотрением Его спасительнаго учения.

Книга сия отнюдь не претендует на учёность, и совершенно не старается о том, чтобы выполнить все требования современной науки относительно логическаго изложения мысли, правильнаго сопоставления периодов и красоты речи. Правда, кто может сие сделать, хорошо, но думается, что и без этого духовный предмет не потерпит урона, если в полной и правдивой речи будет дано ему объяснение, не стесняемое правилами науки.

А потому признаемся, что в нашей книге нет ни систематическаго порядка, ни последовательности предметов; а в некоторых местах даже весьма страдает и грамматическая речь.

Ещё и то в сей книге нашей не совсем одобрительно, что встречаются частыя повторения одного и того же. Это от искренняго желания сильнее напечатлеть в ум читающих всё то, о чём пишется. Всё же, передаваемое от сердечнаго убеждения и личнаго опыта, должно иметь живейший интерес: тем более драгоценный в нынешния времена, что повсюду видится крайнее оскудение всяких стремлений в области духовной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий