Нельзя сегодняшний день посвящать греху, а зыбкое завтра обещать Богу

Монастырь Филофей. Кафоликон

Сегодня Вашему вниманию предлагается продолжение разговора с насельником монастыря Филофей старцем Лукой.

Геронда, сама сложившаяся в обществе система подталкивает нас к самолюбию и эгоизму. Ведь мы должны подняться по карьерной лестнице, добиться профессионального признания…

Монастырь Филофей. Кафоликон

– Когда человек хочет подняться вверх, руководствуясь мирскими критериями, он теряет почву под ногами. Господь для того и пришёл на землю, чтобы вернуть нам ту уверенность, которую мы потеряли.

Будучи Богом он воплотился и ходил по земле! Но не все узнали в нём Господа, а только те, кто оказались с ним на одной волне – волне смирения. Те, кто был на частоте гордости видели в нём лишь человека.

Когда Пилат судил Спасителя, он спросил Его: “ты Царь?” “Царство Моё не от мира сего” (Ин. 18:36.), — отвечал ему Господь. Тем самым говоря: “Я не такой как земные цари. Царство моё в сердцах людей”. И действительно, на протяжении человеческой истории невозможно исчислить и пересчитать людей, в сердцах которых царствовал, царствует и будет царствовать Христос. Это будет открыто лишь в день Страшного Суда.

У всякого, кто начинает жить по воле Божией, Христос царствует в сердце. А тот, в ком живёт Господь, сильнее целого мира, пусть даже внешне кажется что мир его побеждает.

– Здесь он будет страдать, а награду получит в Вечности?

– Не обязательно. Часто Господь прославляет человека и в его земной жизни. Не все ведущие праведную жизнь прославляются или остаются безславными, также и грешники не все в совокупности получают наказание в земной жизни или остаются безнаказанными. Божественное Провидение устраивает всё таким образом, чтобы насильно не подталкивать человека к творению добра. И у лукавого есть свои приёмы, чтобы соблазнить человека, но и у и добра есть своя красота, также влекущая его. В конце концов он идёт к тому, что возлюбит в большей степени: к свету или к тьме.

Вполне естественно, что всё связанное с Богом должно обладать некоей сложностью, требовать для своего достижения определённых усилий. Катиться под горку и грешить – просто. Чтобы подняться вверх и встретиться с Богом надо потрудиться. Благодать Божия преизобилует, но если она будет дана человеку даром, без подвига с его стороны, он её растеряет и не сможет удержать.

В зависимости от того куда мы идём, меняется и наше поведение. Идём простым путём, путём греха – всё время теряем себя. Выбирая всё время лёгкое – опустошаемся от всего доброго, что у нас было и становимся рабами своих страстей.

Братия монастыря Филофей

Если решим покаяться – Бог даст нам силы. Наша задача избавиться от всего того, что делало нас связанными, несвободными – то есть от своих грехов. С помощью Благодати Божией, полученной в таинстве покаяния, мы имеем все предпосылки для того, чтобы вести успешную борьбу со своими слабостями и страстями.

Видите, какая во всём есть взамосвязь? Перед нами стоит конкретная задача – мы должны прийти в себя. Сейчас мы пребываем вне себя: находимся под влиянием мира, зависим от того, что говорят о нас люди. Мы не живём с Богом. А ведь чем теснее будет наша связь с Богом, тем более явным и очевидным будет присутствие силы Божией в нашей жизни. Но если мы не соберёмся, не сделаем чего-то достойного Бога, как к нам тогда придёт сила и Благодать? Мы даже её не почувствуем и не распознаем.

Лишь встав на путь восхождения человек обретает себя. Попробуйте изобразить внутренний мир грешника: кроме черноты и грязи у вас что-нибудь получится нарисовать? А святых мы изображаем на иконах, именно потому, что они стали образами первообраза, в них отразился Христос. Каждый христианин – икона Христа, которая становиться видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от страстей.

Момент афонского богослужения

Итак, покаяние возвращает нас к себе, от самомнения и высокомерия, от всего того, что искажает нашу истинную природу. Покаяние всегда идёт в сочетании с исповедью. И здесь медлить нельзя, чем больше проходит времени тем больше зло усиливается, укореняется в нас. Что мы сеем – то и пожинаем. Чем раньше мы покаемся и насадим в себе добро – тем больше дадим возможности ему в себе развиться. Нельзя сегодняшний день посвящать греху, а зыбкое завтра обещать Богу. Пора проснуться из этого беспорядочного и гибельного состояния. Да поможет нам в этом Господь.

– Геронда, в России многие не имеют постоянного духовника. Правильно ли это?

– Духовник является одновременно судьёй и врачём. Как судья он именем Христовым разрешает прегрешения, основываясь при этом на духе Евангелия и Святых отцов. Поэтому если человек принесёт чистосердечное покаяние, и священник прочитает над ним разрешительные молитвы – он уйдёт прощённым.

Во дворе Филофейской обители

Но человек имеет нужду не только в том кто отпустит ему грехи, но и в духовном враче. Тут-то и возникает проблема: все священники являются судьями. Но далеко не все врачами.

Здесь можно провести параллели с медициной. Разве не благоразумнее иметь постоянного лечащего врача, который будет знать историю болезни пациента и наблюдать как его организм реагирует на предложенное лечение? Неужели правильно каждый раз идти к новому доктору?

Тоже самое и в духовной жизни. Духовник должен знать человека, который пришёл к нему на исповедь, наблюдать за его духовной бранью и исправлением. Помогать его перерождению от смерти во грехе к жизни в Боге.

– Многие аргументируют своё обращение каждый раз к разным священникам поисками «опытного» и «подходящего» духовника…

Зима на Святой Горе Афон

– Преподобный Косма Этолийский, святой подвизавшийся в нашей обители, часто говорил своим слушателям: «найдите хорошего духовника»  ( Равноапостольный Косма Этолийский «Слова». Стр. 136).  Это действительно та цель, к которой стоит стремиться. Но нельзя чтобы этот поиск превратился в бесконечный процесс.

В подавляющем большинстве случаев причина, по которой люди не имеют постоянного духовного наставника, до банальности проста: мы не хотим меняться сами, а желаем, чтобы духовник изменил своё отношение к нам.

Но это неправильно! Меняться и исправляться должны мы сами. Отрекаясь от «ветхого человека», становиться обновлёнными во Христе. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Мф. 16:24.), – говорит Спаситель. Ведя постоянную духовную брань с лукавым мы каждый раз будем приходить на исповедь пусть немного, но обновлёнными.

Знаете, почему люди обычно ходят на исповедь к разным священникам? Стесняются каяться снова и снова в одних и тех же повторяющихся грехах.

Вот какие грибы растут на Афоне!

Когда покаяние происходит без «духа сокрушенного, сердца сокрушенного и смиренного» ( Пс. 50:19.).  Благодать Божия не придёт к человеку. Недостаточно как покаяния без исповеди, так и исповеди без покаяния.

Господь «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8). «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ни по грехом нашим воздал есть нам» (Пс. 102:10.). Бог ожидает покаяния от каждого. Ждёт, что мы попытаемся разорвать окутавшие нас сети зла. Но потокание своим слабостям и компромисс с мирским духом это никакое не покаяние. Нельзя бесконечно злоупотреблять любовью Божией!

 

Фото: монах Гавриил (Филофейский)

 

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Начало беседы  беседы с старцем Лукой

Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий