О связи Исповеди и Причащения

Священник Павел Адельгейм

священник Павел Адельгейм

Причащение и исповедь- два отдельных таинства. В таинстве исповеди человек проиносит покаяние Богу в своих грехах, отрекается от них и получает действительное прощение от Церкви, которой дал эту власть Христос. Причастие является источником духовного и телесного здоровья. Даёт свободу начать заново жизнь с Богом и по-Божьи. Так связывают оба таинства логика покаяния и обычай. Они же эту связь ограничивают.

Преподобные завещают приносить покаяние Богу каждый вечер, вспоминая свои духовные ошибки за прошедший день. Такая исповедь не является таинством, но свидетельствует о трезвении ума и сердца.

В Оптиной практиковался древний обычай «откровения помыслов». Оно также не было таинством и совершалось не перед священником, а перед старцем, который не обязательно был иереем но имел опыт духовной жизни. Рассматривая помыслы, старец из своего личного опыта помогал разобраться в мыслях и чувствах, и указывал духовные опасности, подстерегающие начинающего инока: мнительность, самолюбование, обидчивость, тщеславие и т.д. Старец помогал в самопознании и осуществлял при этом правильное руководство, объясняя как преодолевать помыслы и освобождаться от них. Этот обычай сохранился в церковной жизни под именем «старчества». «Откровение помыслов» не давало отпущения грехов. Оно обеспечивало правильное духовное руководство. При этом исповедь перед священником совершалась в своё время.

Исповедь является таинством, в котором Церковь через священника даёт отпущение грехов. Такое отпущение вполне естественно получить, готовясь причаститься святых Христовых Таин. Такая связь между таинствами вошла в благочастивый обычай исповедываться каждый раз перед Причастием. Эта связь не имеет принудительного характера. Требование исповедываться перед Причащением высказывает каждый священник потому, что среди прихожан оказываются случайные люди, не понимающие смысла Причащения. Они относятся к нему так же, как к елеепомазанию или благословению, не понимая ответственности за акт телесного соединения со Христом. Исповедь даёт возможность помимо отпущения грехов объяснить смысл таинства, подготовить к Причащению или удержать от поспешноого принятия Таинства. Требование непременной исповеди перед Причащением обращено не ко всем.

Священнослужители исповедуются не перед каждым Причастием, а по мере надобности. На моей памяти отец Таврион разрешал причащаться ежедневно паломникам, приезжавшим в его пустынь, а исповедывал их не каждый раз. Отец Борис Холчев разрешал своим духовным чадам Великим постом причащаться часто, на Первой и Страстной седмицах — ежедневно, но исповедовал их не каждый раз. Грех, в котором мы исповедуемся должен быть внутренне выявлен, чтобы покаяние в нём не оказалось мнимым. К мнимой исповеди в грехе иногда приводит длинный список, в который вносятся грехи на основании «может и был» помысел, «а вдруг я его не заметил». В этом случае возникают две опасности. Во-первых, мнительность, за котрой следует тревожное состояние души, лишающее душевного мира. Во-вторых, возникает лукавство: в перечислении «всяких» грехов прячется тот грех, который стыдно назвать отдельно. Он требует особенного внимания и покаяния, а стыд побуждает прятать его в перечислении, и, сделав незаметным, скрыть. Совесть успокоена-грех назвал, но признание греха не состоялось.

Исповедь без Причащения допускается без всяких ограничений. Чувствуешь необходимость исповедать грех — иди и исповедуй. Если исповедь пробуждает желание причаститься, не препятствуй ему. Это хорошее и здравое желание. Древние отцы, Василий Вел. Иоанн Зл. высказываются за очень частое Причастие.

Общая исповедь. Многие называют общей исповедь, когда собирается много народа и священник для всех прочитывает молитвы перед исповедью, прочитывает перечисление грехов, говорит проповедь, а потом по очереди все подходят и говорят, кому что нужно сказать и над каждым в отдельности читается разрешительная молитва. Это не общая, а частная исповедь.
Можно сказать, что священник выясняет на исповеди нет ли препятствий ко Причащению. Это формальная сторона присутствует в исповеди, но не исчерпывает её задачу.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий