Отдаление от литургической жизни и возвращение к ней

Причастие

† Георгий Капсанис,
проигумен монастыря Григориат

Итак, человек перестает действовать как царь творения, как служителей и иерей. Прекращает свое участие в Божественной литургии, совершаемой в Раю, где вся жизнь – это приношение и служение Богу. Он расцерковляется, отходит от Церкви и общения в любви, в котором он жил в Раю рядом с Троичным Богом и ангелами. Человек отделяется от Бога, ангелов и ближнего. Отдаляется от самого себя и литургии.

Живя в эгоизме и одиночестве вдали от Бога Отца, ангелов и ближних, незащищенный и уязвимый, человек предается диаволу, греху, страстям и смерти, тяжело заболевает и почти находится при смерти. Вместе с этим он подчиняется тленности и природе – ведь человек содержит в себе и природу, часть тварного мира. Так начинается долгое путешествие человеческого рода – путь отдаления от Всеблагого Бога.

Попечение Бога о возвращении человека к евхаристической жизни

Человек покидает Бога, но Бог Отец не покидает свое творение, как хороший отец или мать не оставляют свое дитя, даже если оно их оставило. Бог скорбит о человеке, отдалившемся от него, и посылает своего Единородного Сына, Христа, вырвать человека из эгоцентричной, неевхаристической жизни, и вернуть его в жизнь евхаристическую. Избавить от раскола, индивидуализма, возвратить к единению с Богом, любви и братству, вновь сделать иереем, служителем, царем творения, оживотворить, воздвигнуть, превратить в причастника Божественной жизни, восстановить Церковь и общение, потерянное после грехопадения [1]. Освободить от диавола, смерти, страстей и греха.

В этом заключается миссия Христа, которую Святое Писание называет икономией – приведением в порядок (“oikon nemo” – привожу в порядок дом). Господь восстанавливает свой дом. Человек своим грехом разрушил прекрасный дом Божий, сравнял с землей, предал в руки диавола. И диавол вошел в дом Божий. И несмотря на то, что раньше он не имел здесь власти, сейчас он стал хозяином. И эту власть дал ему человек.

Итак, наш Господь Христос входит в разрушенный дом Божий, чтобы восстановить, воздвигнуть, обновить его, изгнать диавола и вновь сделать человека господином в доме, который даровал ему Бог, царем и иереем, дабы он служил и со славословиями и благодарностью приносил все вокруг Богу.

И в этом новом наведении порядка и гармонии в доме Божьем и заключается истинная икономия Бога Слова. Это называют и результатом Нового Завета – возвращением и воссоединением всего сущего с Богом.

Но как Господь может изгнать из своего дома того, кто еще недавно властвовал здесь, не имея на это, однако, Божественного разрешения? Он должен выкупить человека из диавольского рабства, суметь заставить человека вновь предаться Богу. И это Он сделал своей жертвой. Вочеловечение Господа нашего – это Его жертва. Святое Писание называет ее “кеносис”, истощением. С того момента Второе Лицо Святой Троицы, наш Господь, оставил славу Божественности и облекся в нищету человеческой природы. Это и есть истощение, опустошение, уничижение и обнищание Бога. Чтобы вновь дать человеку богатство, Христос сделался нищим. Такова жертва Христа. И кульминацией этой жертвы стал Крест.

Там, на Кресте, Господь провел свою последнюю битву с диаволом. И Он побеждает диавола и смерть: “Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком”. Господь побеждает смерть своей смертью: “Смертию смерть поправ”. Ему нужно было умереть самому, чтобы преодолеть смерть. Иначе победить ее было невозможно. Тем самым Он дает жизнь мертвому человеку и вновь соединяет его с Богом Отцом, предоставляя возможность снова предаться Богу, даруя святую жизнь. Наш Христос – Великий Архиерей, стоящий между Богом и человеком, Творцом и творением, даровавший весь мир как единую жертву Богу через Свою собственную жертву.

Отныне человек может вновь благодарить Бога, хотя раньше он не мог этого сделать. Находясь в разлуке с Богом, человек не мог сказать Ему “спасибо”, достойное Его. Иисус Христос Своей жертвой сумел отблагодарить Бога от лица человека, который был не в силах это сделать. Отныне через Христа каждый человек может сказать Богу “спасибо” за все Его дары. И отблагодарив Бога, соединиться с Ним, перестать жить эгоистичной жизнью и начать евхаристическую жизнь.

Отныне благодаря Иисусу Христу человек может вновь видеть в Боге своего Отца и снова называть Его Отцом: “Отче наш, иже еси на небесех”. Хотя до этого момента не мог. И сейчас человек снова имеет возможность говорить не “Отче мой”, но “Отче наш”, чувствуя в других людях своих братьев. А во всех материальных вещах увидеть Божественные дары. И за все поблагодарить Бога. Все это происходит благодаря Иисусу Христу внутри Его Тела – Церкви.

Примечания:

1. Святые отцы учат, что первой Церковью явился Рай, но человеческий грех разрушил эту Церковь. Однако своими спасительными деяниями Господь наш Иисус Христос вновь восстановил ее.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий