Палестинский патерик. Аскетические писания, извлеченные из патериков обители святого Саввы освященного

Наставление девственнице

Палестинский патерик 1. Слушай, раба Христова, внимай словам уст моих, и уши твои да восприимут боговдох новенные глаголы. Блаженный Павел сказал, что когда кто прилепится к жене, то они оба суть плоть едина (ср.: Еф. 5, 31). Равным об разом всякий муж или жена, прилепляясь Господеви, един дух есть с Господем (ср.: 1 Кор. 6.17).

Если живущие в мире оставляют отца и матерь и прилепляются к тленным человекам,— не тем ли более дева-воздержница должна оставить все земное и прилепиться к единому Господу? Свидетель мне в сем тот же Апостол, когда говорит: непосягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята и телом и духом: а посягшая печется о мирских, како угодити мужу (1 Кор.6.34).

2. Потому говорю, что если дева или вдова воздержница имеет попечение о чем мирском, то сей предмет попечения и есть муж ее. Дви жимое ли у нее есть имущество или недвижимое,— попечение о том оскверняет ум ее. Ибо как незаконным мужем оскверняется тело, так мирскими делами оскверняется душа воздержницы, и она уже не бывает свята телом и духом. Если же она печется о деле Божием, то Христос бывает Женихом ее.

3. Сочетавшаяся с мужем смертным творит волю мужа своего, ибо так сказано: жена своим телом не владеет, но муж (1 Кор. 7, 4); и опять: и якоже Церковь повинуется Христу, тако и жены своим мужем во всем (ср.: Еф. 5, 24). От сего мирского можешь, если хочешь, уразуметь и горнее, то есть что сочетавающаяся с Небесным Женихом творит волю Жениха своего. Воля же Христова состоит в том, чтоб прилепляющийся к Нему не приносил с собою совершенно ничего из вещей мира сего и не пекся ни о чем земном, а только бы нес крест свой, ради Распеншегося за него волею, и попечение и заботу имел только о том, нтоб день и ночь хвалить Его в непрестанных песнях и славословиях, ревновать о просвещении ока мысленного, узнавать волю Его и творить ее, простое иметь сердце и чистый ум, быть милостиву, как Он Сам щедр и милостив, быть кротку, молчаливу и незлобиву, не воздавать злом за зло, но сносить всякое поношение, как и Он Сам был поносим иудеями и снес то, претерпевать раны и муки, как и Он, будучи ударен рабом архиереевым, ничего не сделал, а только сказал: аще зле глаголах, свидетелствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши? (Ин. 18, 23).

4. Не мог ли Он, повелевший земле поглотить Дафана и Авирона и бывших с ними, предать такому же поглощению и сего, простершего руку свою и ударившего Создателя своего? Но Он все терпел, нам оставлъ образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21). Ты же, человек, не сносишь поношения от однородного тебе человека! Подражай Господу своему, ибо, если Он, будучи Бог, снес ради тебя заушение от человека-грешника, тебе ли негодовать, когда подобный тебе человек укорит тебя, или искать отмщения ему? Какое бессмыслие! Какое неразумие! За то и мука нам уготована, что, будучи разумны, уподобляемся скотам несмысленным. Он в великом смирении пришел в мир сей и, будучи богат, обнищал ради нас, да мы нищетою Его обогатимся (ср.: 2 Кор. 8, 9).

5. Будучи Бог, Он сделался человеком ради нас и родился от Пресвятой Богородицы Марии, чтоб освободить нас от властительства диавола. Посему желающий спастися делает себя буиим в мире сем, чтобы от Бога быть почтену мудрым. Люди называют мудрыми тех, кои умеют давать и брать, покупать и продавать, ловко вести торги и подрывать успех ближнего, лихоимствовать и чрез рост из одного рубля делать два, а Бог называет таковых глупыми, неразумными и грешными. Послушай, что сказал Сам Бог чрез Иеремию-пророка: сынове буии суть и безумны, мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша (Иер. 4, 22). Также блаженный Павел говорит: премудрость мира сего, буйство у Бога есть. Хотящий быть мудрым, буй да бывает, яко да премудр будет (ср.: 1 Кор. 3, 18—19). И опять он же говорит: братие, не дети бывайте умы, но злобою младенчествуйте (ср.: 1 Кор. 14, 20).

6. Бог хочет, чтоб в отношении к земному мы были буии, а в отношении к небесному мудры. И враг наш, диавол, мудр на зло. Потому и нам должно с мудростию выступать против него, чтоб победить его злохитрые наветы, ибо Спаситель говорит в Евангелии: будите мудры яко змия, и цели яко голубие (ср.: Мф. 10, 16). Мудрым же называет Он того, кто умудряется творить волю Божию и хранить заповеди Его.

7. Великая спасительная сила сокрыта в смиренномудрии. Сатана не за блуд, или прелюбодеяние, или воровство свергнут с небес, но гордость низвергла его в преисподнюю бездну. Он сказал: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... и буду подобен Вышнему (ср.: Ис. 14, 13—14). За это слово низвержен он, и огнь вечный стал достоянием его. Так гордость есть принадлежность диавола, а смиренномудрие — отличительное свойство Христа и христиан. Господь Сам говорит: иже хощет в вас вящший быти, да будет всем раб (ср.: Мк. 10, 43—44).

8. Крепко возлюбим пост. Пост, молитва и милостыня составляют самую безопасную ограду и избавляют человека от смерти. Как чрез вкушение от запрещенного древа изгнан Адам из рая, так чрез пост и послушание желающий снова входит в рай. Сею добродетелию укрась тело свое, дева, и понравишься Небесному Жениху. Ибо привязанные к миру, чтоб понравиться женихам своим, удобряют тела свои мастьми благовонными и украшают одеждами многоценными и золотом; Христос же ничего не требует от тебя. Ему нужно чистое сердце и непорочное тело, хотя бы оно было сине от поста. Если кто придет и скажет тебе: «Не постись много, иначе заболеешь»,— не верь таким и не слушай их, ибо это враг внушает им такие советы.

9. Вспомни, что говорит Писание. Когда три отрока и Даниил пленены были Навуходо носором, царем Вавилонским, и другие отроки с ними, то царь повелел им есть от трапезы своей и пить от вина своего. Но Даниил и три отрока те не захотели питаться от трапезы царевой и сказали евнуху, смотревшему за ними: да дадят нам от семян земных, да ядим и воду да пием. Евнух отвечал им: бою ся аз господина моего — царя, заповедавшаго о пищи вашей и питии вашем, да не когда увидит лица ваша уныла паче отроков — сверстников ваших, питающихся от трапезы царевой, и осудит меня. Они сказали ему: искуси отроки твоя до десяти дний. Так он давал им есть семена и пить воду. И ввел их пред царя, и оказались лица их лучше лиц от роков, евших от трапезы царевой (см.: Дан. 1).

10. Видишь, что делает пост! И еще: он врачует болезни, иссушает вредные соки тела, изгоняет демонов, отгоняет злые помыслы, ум соделывает светлым, сердце чистым, тело здо ровым и пред престолом Божиим поставляет человека. Но чтоб ты не подумала, что это говорится просто, имеем свидетельство в Еван гелии, изреченное Самим Спасителем. Вопро сили Его ученики Его, говоря: «Господи! пока жи нам, каким образом изгоняются нечистые духи». И Господь сказал: сей род не изгонится, только молитвою и постом (ср.: Мк. 9, 29). Итак, всякий смущаемый нечистым духом, если догадается воспользоваться сим врачевством, то есть постом, то нечистый дух, стесненный тем, тотчас удалится, боясь поста. Демоны весьма услаждаются пирами, пьянством и всяким плотским удовольствием.

11. Великая слава сокрыта в посте, великие дела совершаются чрез него. Пост есть ангельская жизнь, и содержащий его стоит в ангельском чине. Впрочем, не думай, возлюбленная, что так просто — только телесный пост есть истинный пост. Нет! Не тот исправно постится, кто воздерживается только от пищи, но то почитается постом, когда кто притом удаляется и от всякого дела злого. Ибо если кто постится, а не удерживает уст своих от злых речей, насмешек и пересудов или от лжи, клеветы и наговоров на ближнего; то нет ему никакой пользы от поста, и он губит тем весь труд свой.

12. Также, раба Христова и все хотящие спастися, когда постишься, очисти себя от всякого сребролюбия, ибо сребролюбие есть корень всех зол (ср.: 1 Тим. 6, 9—10). Крепко бегай тщеславия и гордости. Если помысл станет внушать тебе, что ты уже сделалась великою и преуспевшею в добродетели, не верь ему: это ков врага, который хочет тем ввергнуть тебя в тщеславие. Итак, не принимай помысла, хвалящего тебя.

13. Если опять помысл будет внушать: «Не трудись так много, можешь и без того спастись»,— не слушай его, это враг ищет навесть на тебя разленение или скуку и тем отвратить тебя от доброго жития. Много козней от врага бывает рабам Божиим. Часто он внушает людям прийти и хвалить другого в лицо, чтоб тем надмить сердце его. Итак, не принимай похвал людских.

14. Если же кто скажет тебе: «Блаженна ты»,— скажи ему: «Когда изыду из тела своего, тогда буду ублажена, если хорошо проведу жизнь свою, а теперь не верю, чтоб я была блаженна, ибо мы, люди, изменчивы, подобно ветру».

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий