Палестинский патерик. Аскетические писания, извлеченные из патериков обители святого Саввы освященного

Продолжение. Начало Здесь.

Поучительное слово великого некоего старца к ученику своему

Палестинский патерик 1. Восстав от сна, прежде всякого слова, прославь Бога и скажи: «Благодарю Тя, Господи, что Ты презрел беззакония мои и не предал меня смерти, но по человеколюбию Своему восставил меня с одра. Подай же мне благодать и силу всегда славить всесвятое имя Твое и благослови в час сей начать Тебе песни и псалмы». Ибо что восприимет в себя ум утром, то, как жернов, и будет молоть весь день, пшеница ли то добрых мыслей или плевелы порочных помыслов. А отходя ко сну, вспоминай о гробе, говоря в себе: «Встану ли завтра?» — и молись пред сном прилежно.

2. Если увидишь во сне образы жен, молись, чтобы Господь избавил тебя от воспоминания о них днем, ибо это смерть и пагуба души.

3. Внимай себе и не держи в мыслях ничего нечистого, стоишь ли, или сидишь, или ходишь. Не вспоминай ни о какой женщине, хотя бы она была святая, но поревнуй лучше о том, чтоб имя Иисус Христово и память о смерти всегда пребывали в сердце твоем, и это сохранит тебя от всякого сатанинского мечтания.

4. Когда помысл, днем или ночью, скажет тебе: «Встань и помолись», знай, что это говорит тебе Ангел твой Хранитель. Если встанешь, то и он будет стоять с тобою и молиться вместе, отгоняя от тебя демонов, которые будут за то скрежетать на тебя зубами. Если же не послушаешь его и поленишься встать, он отступит от тебя, и ты впадешь в руки врагов своих.

5. Когда делаешь какое дело вместе с братиями, не показывай им, что ты работаешь больше их, хотя бы и было так, ибо иначе погубишь награду свою.

6. Когда сидишь за рукоделием и придет час молитвы твоей, не говори: «Кончу вот это немногое и тогда встану»; но бодренно вставай каждый час и воздавай Богу долг молитвы твоей: иначе мало-помалу привыкнешь нерадеть о молитве, и душа твоя опустеет от того.

7. Если смущают тебя злые помыслы, не скрывай их, но тотчас выскажи их и обличи. Ибо, чем долее человек скрывает помыслы свои, тем более они размножаются и крепнут. Как змий, выгнанный наружу из норы, спешит бегством спастись от взора преследователей, так и злые помыслы, когда их исповедуют и открывают, тотчас исчезают из сердца и памяти, и как червь, кроющийся внутри дерева, точит дерево, так злой помысл снедает сердце, пока его скрывают в нем. Открывающий свои помыслы тотчас врачуется, а скрывающий их одержим гордостию.

8. Идя исповедать помыслы отцу своему или спросить его о чем, помолись прежде в сердце своем и скажи: «Господи, что угодно Тебе, вложи то в уста отцу моему, чтоб он сказал мне то, ибо я как от уст Твоих приемлю слово его. Утверди его, Господи, в истине Твоей, чтоб мне всегда слышать от него святую волю Твою». И потом храни верно и со страхом, что он скажет тебе.

9. Если попросит тебя кто помолиться о нем, скажи так: «Бог, молитвами святых отцов наших, да помилует и тебя, брат, и меня, как Ему угодно».

10. Если придет к тебе тот, о ком ты слы шал, что он поносил тебя и злословил, не об наруживай пред ним, что ты узнал о том, но будь радушен к нему и обращайся к нему с светлым лицом, чтоб и самому тебе возыметь дерзновение пред Богом в молитве.

11. Если случится тебе обремениться пищею, возьмись за какой-нибудь телесный труд, а не ложись спать, чтоб не оскверниться нечистыми мечтаниями. Будь добрым борцом против диавола и, с какой стороны он нападает на тебя, с той и ты отвечай ему, то есть если он победит тебя многоядением, ты бори его бдением, если он борет тебя сном, ты тесни его телесным трудом.

12. Если борет тебя тщеславие, сделай пред людьми какое-нибудь неодобрительное (но не грешное) дело или прими какой-нибудь сомнительный вид, чтоб о тебе стали говорить не с честию, ибо знай, что ничто так не сокрушает диавола, как когда кто от всего сердца ищет смирения и уничижения.

13. Когда идешь по городу, потупи очи свои в землю и закрой их кукуллием? своим.

14. Когда будешь на чужой стороне и не примет тебя никто, не скорби, но скажи лучше: «Если бы я был достоин, то Бог подал бы мне успокоение»; ибо знай, что скорбь ли или обесчещение какое происходят не иначе как от Бога, или для испытания человека, или для очищения грехов. Кто не верит сему, тот не знает, что по всей земле — судьбы Божий. Если нападет на тебя помысл высокомудрия, скажи влагающему его демону: «Господь сказал: всяк возносяйся смирится (Лк. 18, 14). Когда перестанешь говорить мне, что я хорош, тогда уверюсь, что я хорош, потому что буду иметь смирение; говоря же мне, что я хорош, тем самым удостоверяешь меня, что я враг Божий, ибо Бог гордым противится (1 Пет. 5, 5)».

15. Также и следующее должен ты говорить: «Увы мне, увы мне! Образом я монах и живу в монастыре, а делом мирянин, и душа моя влается?? по миру. Люди почитают меня святым, думая, что я держу правила подвижничества святых отцов, а я ем и пью невоздержно, сплю и ленюсь, объят всяким нерадением каждый день и бесстыдствую в злых помыслах».

16. Если живешь с каким братом, смотри, ничего не приказывай ему властно, чтоб не вознеслось сердце твое, но в наружности сохраняй без дерзостность, а в душе считай себя рабом брата своего.

17. Если, падши во грех, восстанешь и придешь в сокрушение и покаяние, не переставай сокрушаться и воздыхать пред Богом до самого дня смерти своей: иначе опять скоро падешь в тот же ров.

19. Когда видишь, что Господь милует тебя и дает сокрушение сердцу твоему, тогда понудь себя и ты сам хранить безмолвие, пост и молитву; ибо сатана тогда будет предлагать тебе нужные будто и неотсрочные дела, чтоб, взявшись за них, ты потерял сокрушение. Но ты не слушай его и, оставя все, даже действительно нужное, возгревай одно сокрушение, пока оно совершит свое дело, ибо велика цена его. Если так поступишь, вскоре ожидай и искушения и брани, или от людей, или от демонов: ибо сатана сильно восстает на человека тогда, когда человек выходит из-под его власти. Гнев же больше всего уничтожает смирение и сокрушение души.

20. Когда сидишь и демоны окружают тебя, как пчелы, разными помыслами возмущая троечастность души твоей,— тотчас встань и молись, осуждай себя, укоряй и плачь, и они рассеются.

21. Если желаешь иметь плач, возлюби смирение и скудость; не имей тонких одеяний и ничего лишнего в келий своей, ибо когда душа захочет чего-либо и не найдет того в келий, то воздохнет и смирится. За то и Бог утешит ее и даст ей умиление. Когда душа вкусит сладости Божией, тогда возненавидит все мирское, даже одежду, которую носим, и самое тело свое,— ибо говорю тебе, сын мой, что если не возненавидит человек тела своего, как врага и соперника, то не освободится от сетей диавола.

22. Авва Исаия сказал: «Не бери никого за руку и не осязай чужого тела, кроме нужды и великой немощи, но и тогда осторожно, со страхом». Равно и к себе не позволяй приблизиться руке чужой, или осязать тебя. Во всю жизнь свою не ложись спать близко к другому. Не давай целованья другому, не имеющему бороды; и не смейся с ним, чтоб не погубить души своей; не иди и не садись близ его; вообще никогда друг с другом не сближайтесь, ибо истинно благоговейный стыдится даже сам себя. Многие от небрежения о сем, как маловажном и ничтожном деле, впали в великий ров погибели; помни, что всякое зло начинается с малого, потом доходит до великого.

23. Если ты любишь Христа и желаешь утешения, которое бывает от плача плачущим, во всем и всегда избирай скорбное для плоти, Господа ради, за нас пострадавшего. Так, если попадет к тебе белый хлеб, сбереги его на случай больного, а сам вкуси черного, Христа ради; если случится хорошее вино, примешай к нему уксуса — Христа ради, пившего за тебя оцет; когда кушаешь овощи, не насыщайся, но оставь немного, говоря: «Вот часть Христова»; если встретишь мягкое возглавие, оставь его и подложи себе камень, ради Христа; если прозябнешь во время сна, потерпи, говоря, что другие и совсем не спят; если поносить будут тебя, промолчи, ради Христа, говоря, что «и Он был поносим за меня»; если приготовишь себе варево, испорти его немного, говоря: «Другие достойные и хлеба не вкушают, как же есть хорошее варево мне, недостойному, когда я должен бы питаться прахом и пеплом?» Так вообще во всякое дело примешивай немного горького и неприятного: ешь ли, пьешь ли, спишь или работаешь — и в тесноте и смирении проводи все время жизни своей, припоминая, как жили святые, чтоб, когда придет час исхода твоего, он застал тебя в скорби и тесноте,— и несомненно обретешь покой в стране живых.

24. Не держи в келии своей одежды и ничего другого, не нужного тебе, излишнего, ибо в этом смерть для тебя. Другие, праведнейшие тебя, зябнут, а ты, грешный, имеешь лишнее.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий