Письма к монашествующим и мирянам 10 из 81

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

 Просишь Благодать у Бога?
Вместо Благодати Он попускает тебе искушение.
Не выносишь войну, падаешь? Не дается тебе прибавление Благодати.
Снова просишь? Снова искушение. Снова поражение?
Так вот, ты должен выйти победителем. Стой против искушения насмерть.
Упади трупом в битве и кричи снизу, изнуренный:
«Не упущу тебя, Сладчайший Иисусе! И не оставлю Тебя!
Неразлучным с Тобой пребуду вовек и ради Любви Твоей помру на поприще».
Геронда Иосиф (Исихаст)

  1.  Делание («πράξις») — это смертельная схватка

Афонский Старец Иосиф Исихаст (Спилиот) в первые годы на Святой Горе Афон. Середина XX века  Деланием («πράξις») называется не то, когда попробуешь и отступишь. А Деланием называется то, когда выступишь на единоборство, победишь, проиграешь, выиграешь, потеряешь, упадешь, встанешь, когда разворотишь все и выйдешь на борьбу и битву до последнего дыхания. И чтобы ты никогда не смалодушничал, пока душа еще в теле.

Πράξις λέγεται όχι το να δοκιμάση κανείς και να υποχωρήση. Αλλά «πράξις» λέγεται το να εισέλθη, να μονομαχήση, να νικήση, να νικηθή, να κερδίση, να χάση, να πέση, να εγερθή, να αναμοχλεύση τα πάντα, και να εκδέχεται αγώνα και πάλην μέχρι τελευταίας αναπνοής και ποτέ να μην ξεθαρρεύση στον εαυτόν του εώς η ψυχή του να βγή.

 2.  Пришла Благодать, — жди искушений, — скоро враг опять выйдет на войну!

 И когда она (душа) поднимается к небу, должна ожидать, что на следующий день спустится в ад. Не говорю уже о том, что в то же самое мгновение происходит спуск. Поэтому человек не должен удивляться изменениям, но зарубить себе на носу, что и то и другое принадлежит ему.

Αλλά, όταν ανεβαίνει στον ουρανόν, πρέπει να περιμένη την επόμενην να κατεβή εις τον Άδην. Αφήνω ότι και την ιδίαν στιγμήν γίνεται η κατάβασις. Δι΄ αυτό δεν πρέπει να ξενίζεται εις τας αλλοιώσεις, αλλά να έχη προ οφθαλμών ότι αμφότερα είναι εδικά του.

Знай, что всегда Благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления. И сразу, когда видишь Благодать, напрягись и говори: «Пришло объявление войны! Берегись, глина, смотри, откуда протрубит битву зловредный».

Часто он (враг спасения) приходит вскоре, а часто — через 2 или 3 дня. Во всяком случае, придет. И пусть будут укрепления прочными: исповедь каждый вечер, послушание твоему старцу, Смирение и Любовь ко всем. И так облегчишь скорбь.

Γνώριζε ότι πάντοτε προηγείται η Χάρις των πειρασμών ως μια ειδοποίησις προετοιμασίας. Και ευθύς, όταν βλέπης την Χάριν, να συσφίγγεσαι και να λέγης: Ήλθε το διάγγελμα του πολέμου! Φυλάξου πηλέ, πόθεν θα κροτήση την μάχην ο μοχθηρός.

Πολλάκις έρχεται σύντομα και πολλάκις μετά δύο ημέρας ή τρεις. Πάντως θα έλθη, και να είναι τα προχώματα στερεά. Εξομολόγησις κάθε εσπέρας, υπακοή εις τον Γέροντα, ταπείνωσις και αγάπη εις όλους. Και ούτως ελαφρύνει την θλίψιν.

Теперь [ты знаешь, что] если приходит Благодать прежде очищения и тому подобное, прошу внимания и чистого разума.

 3.   На три чина разделяется Благодать. На три и житие. Три и великих Дара

  • На три чина разделяется Благодать: Очистительная, Просветительная и благодать Совершенства.
  • На три — и житие: по естеству, сверх естества, против естества. По этим трем чинам [человек] поднимается и опускается.
  • Три и великих Дара, которые получает человек: Созерцание, Любовь, Безстрастие.

Εις τρεις τάξεις διαιρείται η Χάρις: Καθαρτική, φωτιστική, τελειωτική. Εις τρεις και η πολιτεία: Κατά φύσιν, υπέρ φύσιν, παρά φύσιν. Εις αυτάς τας τρεις τάξεις ανέρχεται και κατέρχεται. Τρία είναι τα μεγάλα χαρίσματα, όπου λαμβάνει: Θεωρία, αγάπη, απάθεια.

Так вот, Деланию содействует Благодать Очистительная, которая помогает в очищении. И всякого, кто покаялся, — это Благодать побудила к покаянию. И все, что человек делает, — это дело Благодати, даже если этого и не знает тот, который Ее имеет. Однако Она его воспитывает и его наставляет. И соответственно успеху, который к нему приходит, он поднимается, или опускается, или остается в том же состоянии. Если у него есть ревность и самоотречение, тогда он восходит в Созерцание, за которым следует Просвещение Божественного знания и в некоей мере — Безстрастие. Если охладеет ревность и готовность — сокращается и действие Благодати.

 4.   Что бывает, когда мы прежде времени просим у Господа слишком многого

 Касательно молящегося со знанием, о котором ты говоришь, — это тот, который знает, о чем молится и что просит у Бога. Молящийся со знанием не говорит лишнего, не просит ненужного, а знает место, способ и время и просит подходящее и полезное для его души, сообщается умно со Христом, улавливает Его и обладает Им: «Не оставлю Тебя, — говорит, — вовек».

  • Так вот, тот, кто молится, просит оставления грехов, — просит милости Господней (Εκείνος που προσεύχεται ζητεί την άφεσιν των αμαρτιών, ζητεί το έλεος του Κυρίου). И если он просит слишком многого прежде времени, Господь этого ему не дает. Ибо Бог это дает по чину.
  • И если ты, прося, надоедаешь Ему, Он позволяет духу прелести притворяться благодатью и прельщать тебя, показывая тебе одно вместо другого. Поэтому неполезно просить чрезмерности.
  • Но если и будешь услышан прежде очищения, когда еще [просимое] не по [твоему] чину, эти чрезмерности становятся змеями и вредят.
  • Ты же имей чистое покаяние, оказывай всем послушание, и Благодать придет сама, без того, чтобы ты просил (Συ έχε μετάνοιαν καθαράν, κάμνε εις όλους υπακοήν, και μόνη η Χάρις θα έρθη χωρίς εσύ να ζητής).

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий