Письма к монашествующим и мирянам 13 из 81

Кто получает Благодать быстрее: безмолвник или послушник?

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Если кто узнал, каков дар Божий, что он — скорби,
и вообще — то, что нам причиняет искушения,
тот поистине обрел уже путь Господень.
Геронда Иосиф (Исихаст)

Афонский Старец Иосиф Исихаст (Спилиот) в первые годы на Святой Горе Афон. Середина XX века  Получил твое письмо, дитя мое, и даю тебе ответ на то, что ты мне пишешь. Так вот, ты спрашиваешь, кто из двоих получает Благодать быстрее: безмолвник (ο ησυχαστής) или послушник (ο υποτασσόμενος)?

Несомненно, послушный ученик и Благодать (χάριν) быстро получает, и в безопасности всегда находится: не боится ни упасть, ни потерять. Только бы он не впал в нерадение.

А когда в человека войдет Христос, и один, и со многими он безмолвствует (ησυχάζει), и везде у него мир (ειρήνην).

Благодать Божия заключается не во временах (как долго или быстро ее ждать, подвизаясь), а в способе и в милости Господней.

Опыт через Делание (πράξεως) приобретается со временем. А Благодать же потому и называется Благодатью, что [дается] даром. Дарованием, зависимым от Бога и подаваемым соответственно теплоте веры (πίστεως), смирению (ταπεινώσεως) и доброму намерению (καλής προαιρέσεως).

  • Соломон получил Благодать двенадцатилетним.
  • Даниил — в том же возрасте.
  • Давид — мальчиком, пасущим овец своего отца.
  • И подобным образом — все древние и новые Отцы.

Сразу, как только воистину покается (μετανοήσει) человек, приближается к нему Благодать (η χάρις) и ревностью увеличивается. Опыт (η πείρα) же требует многолетнего подвига (άσκησιν).

Прежде всего другого, просящий Благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби (να υπομένη τους πειρασμούς καί τάς θλίψεις), каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то и Благодати не придет достаточно, и добродетель не совершенствуется, и Дарования он не удостаивается.

Если кто узнал, каков дар Божий, что он — скорби,
и вообще — то, что нам причиняет искушения (οί πειρασμοί),
тот поистине обрел [уже] путь Господень.
И ждет их (скорби), когда они придут, ибо ими он очищается.
Терпя — просвещается и созерцает Бога.

Бог не видится иначе как посредством Ведения. Это Ведение (η γνώσις) — Созерцание (η θεωρία), то есть когда ты понимаешь, что Бог (ο Θεός) — рядом с тобой и ты внутри Бога обращаешься, и что ты делаешь, Он видит, и следишь, как бы Его не опечалить, ибо внутри и вне Он все видит, — тогда не согрешаешь. Ибо Его видишь, Его любишь и следишь, как бы Его не опечалить, «яко одесную тебе есть».

Итак, всякий, кто согрешает, не видит Бога, он слеп.
12 Письмо   Начало         Письмо 14

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий