Письма к монашествующим и мирянам 19 / 81

Афонский Старец Иосиф Исихаст (Спилиот) в первые годы на Святой Горе Афон. Середина XX века

Лучше один день победоносной жизни с наградами и венцами,
чем жить много лет, но в нерадении.
Поскольку один день подвига в сознании и чувстве души
стоит пятидесяти лет жизни иного, кто без осознания и нерадиво подвизается.
Геронда Иосиф (Исихаст)

Получил, чадо мое, твое письмо и увидел в нем твое безпокойство. Все же не печалься, дитя мое. Не безпокойся так. И если опять упал — опять поднимайся. Ты призван небоходцем (Ουρανοδρόμος). Неудивительно споткнуться тому, кто бежит. Только надо ему иметь терпение и покаяние в каждое мгновение.
Καν πάλιν έπεσες, πάλιν ανάστα. Ουρανοδρόμος εκλήθης. Δεν είναι, θαυμαστόν να σκοντάφτη εκείνος που τρέχει. Μόνον θέλει να έχη υπομονήν και μετάνοιαν εις κάθε στιγμήν.

Посему постоянно полагай покаяние, когда ошибаешься, и не теряй времени (Βάζε μετάνοιαν συνεχώς όταν σφάλλης και μη χάνης καιρόν). Ибо сколько медлишь ты попросить прощения, настолько даешь позволение лукавому простирать в тебе корни (Καθότι, όσον αργείς να ζητήσης συγχώρησιν, τόσον δίδεις άδειαν εις τον πονηρόν ν απλώνη μέσα σου ρίζες). Не позволяй ему нервировать тебя, тебе же в ущерб (Μην τον αφήνης να κάμη νεύρα εις βάρος. Σου).

Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь с готовностью, полагай покаяние, говоря (Λοιπόν μη απελπίζεσαι πίπτων, αλλ΄ εγειρόμενος πρόθυμα βάζε μετάνοιαν λέγων): «Прости меня, Христе мой, человек есмь, и немощен» (Συγχώρησόν με, Χριστέ μου, άνθρωπος είμαι και ασθενής).

Это — не оставление (εγκατάλειψις). Но так как у тебя пока еще много мирской гордости (υπερηφάνειαν κοσμικήν) и много тщеславия (κενοδοξίαν), попускает тебе Христос наш ошибаться и падать, чтобы узнавал ты каждый день чувственно свою слабость и терпел согрешающих, чтобы не осуждал (μην κατακρίνης) ты братьев, если они ошибаются, а носил их немощи (να βαστάζης αυτούς).

Δεν είναι εγκατάλειψις τούτο. Αλλά, επειδή έχεις ακόμη μεγάλης υπερηφάνειαν κοσμικήν, κενοδοξίαν πολλήν, σε αφήνει ο Χριστός μας να σφάλλης, να πίπτης. Να μανθάνης καθ΄εκάστην αισθητώς την αδυναμίαν σου και να υπομένης τους πταίοντας. Να μην κατακρίνης τους άλλους εάν σφάλλουν, αλλά να βαστάζης αυτούς.

Значит, сколько раз падаешь, снова вставай и сразу проси прощения.

Не скрывай печаль (λύπην) в своем сердце. Ибо радость лукавого — это печаль и уныние (η λύπη, η αθυμία), из которых рождается много всего, от чего душа наполняется горечью, тогда как расположение кающегося говорит: «Согрешил, прости меня, Отче!» («Ήμαρτον, συγχώρησον, πάτερ»!) И так прогоняет печаль. «Разве, — говорит он, — не человек я немощный? Что мне еще делать?» Воистину, чадо мое, это так. Имей отвагу.

Μην κρύπτης λύπην εις την καρδίαν σου, διότι η χαρά του πονηρού είναι η λύπη, η αθυμία, εξ ής γεννώνται πολλά και εξ ών γεμίζει πικρίαν η ψυχή του έχοντος ταύτα. Ενώ του μετανοούντος η διάθεσις λέγει: «Ήμαρτον, συγχώρησον, πάτερ»! και διώκει την λύπην. «Μήπως, λέγει, δεν είμαι άνθρωπος ασθενής; Λοιπόν, τι έχω να κάμω;» Όντως τέκνον μου, ούτως έχει. Έχε θάρρος.

Только когда Благодать Божия (η Χάρις του Θεού) придет, тогда стоит на ногах человек. Иначе, без Благодати, всегда шатается и всегда падает. Итак, мужайся (ανδρίζου) и нисколько не бойся.

Μόνον η Χάρις του Θεού όταν έρθη, τότε στέκει στα πόδια ο άνθρωπος. Αλλέως, χωρίς Χάριν, πάντοτε περιτρέπεται και πάντοτε πίπτει. Ανδρίζου λοιπόν και μη φοβήσαι ποσώς.

Видишь, как вытерпел искушение брат, о котором ты пишешь? Подобное делай и ты. Построй в себе отважный образ мыслей перед лицом приходящих искушений. Так или иначе они придут (Πάντως θα έλθουν). Они тебе необходимы. Ибо иначе не очищаешься (δεν καθαρίζεσαι). Оставь то, что тебе говорит нерадение и уныние (ακηδία και ραθυμία). Не бойся их. Как Благодатью Божией прошли предыдущие (οι προηγούμενοι), так минуют и эти, как только сделают свое дело.

Είδες πως υπέμεινε τον πειρασμόν ο αδελφός όπου γράφεις; Το όδιον κάμε και συ. Κτήσαι γενναίον φρόνημα έναντι των επερχομένων σοι πειρασμών. Πάντως θα έλθουν. Έχεις ανάγκην από αυτούς. Διότι άλλως δεν καθαρίζεσαι. Άφες τι λέγει η ακηδία και ραθυμία σου. Μην τους φοβήσαι. Καθώς με την Χάριν του Θεού παρήλθον οι προηγούμενοι, έτσι θα περάσουν και αυτοί, αφού κάμουν το έργο τους.

Искушение — это лекарство и целебные травы, которые изцеляют явные страсти и невидимые наши раны.

Так вот, имей терпение (υπομονήν), чтобы приобретать каждый день, накапливать награду, упокоение и радость в Небесном Царствии (χαράν εις την ουράνιον βασιλείαν). Ибо приближается ночь смерти, когда никто не сможет более работать (См.: Ин. 9,4). Поэтому спеши. Времени мало (Μικρός ο καιρός).
Έχε λοιπόν υπομονήν δια να κερδίζης καθ΄ εκάστην, να ταμιεύης μισθόν, ανάπαυσιν και χαράν εις την ουράνιον βασιλείαν. Διότι έρχεται νυξ, η του θανάτου, ότε ουδείς δύναται πλέον εργάζεσθαι. Διά τούτο σπεύσον. Μικρός ο καιρός.

Пусть тебе будет известно и это: лучше один день победоносной жизни с наградами и венцами (μιας ημέρας ζωή νικηφόρος με βραβεία και στεφάνια), чем жить много лет, но в нерадении (εν αμελεία). Поскольку один день подвига в сознании и чувстве души (εν γνώσει και αισθήσει ψυχής) стоит пятидесяти лет жизни иного, кто без осознания и нерадиво подвизается.

Να σου είναι και τούτον γνωστόν, ότι κάλλιον μιας ημέρας ζωή νικηφόρος με βραβεία και στεφάνια παρά χρόνια πολλά και να ζήσης εν αμελεία. Μιας ημέρας αγών εν γνώσει και αισθήσει ψυχής, δια πενήντα χρόνια άλλου τιν΄λος, χωρίς γνώσιν, αλλά αμελώς αγωνιζομένου.

Без борьбы и пролития крови (Χωρίς αγώνα και χύσιν αίματος) не жди свободы от страстей. Терния и волчцы взращивает наша земля после преступления. Нам заповедано очищение (Εντειλάμεθα κάθαρσιν), но только с большой болью, кровоточащими руками и многими воздыханиями (δια πολλών αναστεναγμών) они искореняются. Итак, плачь, проливай реки слез — и умягчится земля твоего сердца (μαλακώνει η γη της καρδίας σου). И когда земля будет полита, ты легко искоренишь колючки.

Χωρίς αγώνα και χύσιν αίματος μη περιμένης ελευθερίαν παθών. Ακάνθας και τριβόλους φυτρώνει η γη μας μετά την παράβασιν. Εντειλάμεθα κάθαρσιν, πλην με πόνον πολύν, ημαγμέναις χερσί, και δια πολλών αναστεναγμών ξερριζώνονται. Κλαύσον λοιπόν, χύσε δάκρυα ποταμούς, και μαλακώνει η γη της καρδίας σου. Και, αφού το χώμα βραχή, εύκολα ξεριζώνεις τα αγκάθια.

«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899—1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам (81 письмо)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года

18 Письмо     Начало      Письмо 20

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий