Письма к монашествующим и мирянам 20 / 81

Старец Иосиф Исихаст

Диавол, как коварный искусник,
приносит ненависть к старцу и братиям, чтобы разбить союз Любви.
Он приносит отвращение ко всем праведным, чтобы добиться прекращения их молитвы.
Ибо молитвы многих его связывают и лишают силы.
Геронда Иосиф (Исихаст)

Болезнует душа, и тяжкая туча покрывает мое сердце. Теряется мой ум, умолкает язык, немеет моя рука из-за тебя.

Недоумеваю и изумляюсь, как ты не можешь приложить небольшое усилие к самому себе. Ах, если бы ты видел, дитятко мое, мою боль и слезы, которые пролились о тебе! И как я безпокоюсь, пока не услышу, что ты встал и дал оплеуху противоборцу!

Ибо не ты — тот, кто это делает, а он — лукавый, мятежник, диавол, Бог да упразднит его (ο Θεός να τον καταργήση)! Так вот, наберись отваги, дитя мое, и восстань от падения. Поднимись. Разгневайся на искусителя, зная, что он тот, кто затевает все это коварство. Но ты ему не позволяй. Воюй с ним (Πολέμησέ τον).

И когда он посылает тебе воспоминание того лица, бери палку и крепко бей по своим бедрам, чтобы увядала плотская похоть (να μαραίνεται η επιθυμία η σαρκική). Заплачешь от боли, но ум очистится от воспоминания. Исчезают образы и уходит обман представления.

Этого искушения, дитя мое, очень бойся. Ибо оно — осквернение для души (μολυσμός στην ψυχήν). Этот нечистый требует палки немилосердной.

Здесь у всех моих молодых есть палка возле подушки. И только придет плотский помысел, дай ему палки! Так увядает похоть и разцветает душа. Итак, другого лекарства нет — молитва, пост и палка (προσευχή, νηστεία και ξύλο)! И тогда очищается ум. Легко умиляется душа. Смягчается сердце. И получаешь дерзновение во время молитвы.

Не отчаивайся! Со всеми это бывает. Это война искушения, и она минует. Поскольку ты воевал с ним вначале, а сейчас твоя ревность охладела, он хочет наверстать упущенное. Но и ты снова встань, покайся и плачь (μετανόει και κλαϊε).

Не помнишь разве того брата, который говорил бесу: «Келлия эта — мастерская медника: один удар молотком даешь — один получаешь». Так вот, храбро воюй со страстью и быстро, с Божией помощью, получишь избавление.

Однако сперва ты должен понять причину искушения.

Это случается с тобой потому, что ты оставил в себе помыслы против твоего старца и братии (εναντίον του Γέροντος και της Αδελφότητος).

Диавол, как коварный искусник, приносит ненависть к старцу и братиям, чтобы разбить союз Любви (σύνδεσμον της αγάπης). Он приносит отвращение ко всем праведным, чтобы добиться прекращения их молитвы. Ибо молитвы многих его связывают и лишают силы.

Поэтому он ищет какой-нибудь способ или предлог, чтобы обособить тех, кто верит его помыслам, и отделить их от собора отцов (σύναξιν των πατέρων). И тогда после этого он господствует над ними, делая их своими подручными.

Отсюда пойми, что все это — козни и ухищрения лукавого. Поэтому не слушай, что он шепчет тебе в помыслах.

Смотри, чтобы он не выбил тебя из твоего правила (απο τοω κανόνα σου), ибо тогда ты пропал. Пусть он обманется в своих ожиданиях.

Жду, чтобы ты меня обрадовал этой оплеухой, которую ты дашь ему в лицо.
Я сейчас поставлю здесь всех братьев на молитву, чтобы ты получил силу свыше (να λάβης άνωθεν δύναμιν). Хотя и я нисколько не прекращаю о тебе молиться, но сейчас это будет сообща. Ты же не нерадей (μη αμελής) впредь и не отчаивайся (μη απελπίζεσαι).

Прими эти маленькие четки (κομποσχοίνι), молись и набирайся сил. Люби своего старца и братьев и не держи на них зла напрасно.

Воистину непреодолима Любовь (κραταιά αληθώς η αγάπη) для всякого ухищрения и силы вражеской.

Что бы ни случилось, считай это ничем, поскольку не ты виноват. Не ты обидел их, не они тебя, а искушение (ο πειρασμός), которое против всех нас воюет и нас путает. Ибо это у него — как работа. Сегодня искусился ты, завтра — другой, а послезавтра — третий, поскольку искуситель всегда будет в этой жизни.

Но снова говорю тебе — и услышь мой голос: «Не отчаивайся! Вместе пойдем в рай. Если я не приведу туда тебя, и сам там не поселюсь». Познай из этих слов преизбыток Любви во Христе Иисусе, Господе нашем.

 «Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899—1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам (81 письмо)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года

 19 Письмо         Начало          Письмо 21

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий