Письма к монашествующим и мирянам 9 из 81

5. Подвизайся сейчас в том, чего требует ДЕЛАНИЕ, а Высшее придет само собой

Так вот, поскольку создание предшествует дуновению, постольку Делание должно предшествовать Созерцанию. И деланием называется то, что совершается телом, а Созерцанием — то, что умственно творит разум.

Невозможно без делания прийти к Созерцанию. Итак, подвизайся сейчас в том, чего требует делание, а высшее придет само собой.

Вот ты узнал, что ты — глина, нищ и наг. Теперь же проси от Могущего воссоздать естество и обогатить тебя. И если Он тебе даст, много или мало, окажи почтение своему Благодетелю и не присваивай чужое как свое.

Ιδού, έμαθες ότι είσαι πηλός, πτωχός και γυμνός. Τώρα ζήτησε από τον δυνάμενον αναπλάσαι την φύσιν να σε πλουτίση. Και, αν σοι δώση πολύ ή ολίγον, επίγνωθι τον σον ευεργέτην, και μη σφετερισθής τα ξένα ως ίδια.

С болью и слезами примешь Благодать. И опять же со слезами радости и благодарности, со страхом Божиим Ее удержишь. Теплом и ревностью Она привлекается, холодом и нерадением теряется.

Με πόνον και δάκρυα θα λάβης την Χάριν. Και πάλιν με δάκρυα χαράς και ευχαριστίας, με φόβον Θεού αυτήν θα κρατήσης. Με θέρμην και ζήλον ελκύεται, με ψυχρότητα και αμέλειαν χάνεται.

Не просит от тебя лишнего Христос, чтобы дать тебе Его Святые Дары, только признай, что если и имеешь что хорошее, — это Его.

6. Не судим: «Нет у него, Христе мой, Благодати Твоей, поэтому он согрешает»

И сострадай тому, кто не имеет. Не осуждай его за то, что он не имеет, что он грешный, злой, лукавый, болтливый, вор, блудник и лжец. Если приобретешь это познание, никогда не сможешь никого судить, даже если видишь его смертно согрешающим. Ибо сразу говоришь:

«Нет у него, Христе мой, Благодати Твоей, поэтому он согрешает.
Если Ты уйдешь и от меня, то сделаю еще худшее.
Если я стою — стою потому, что Ты меня носишь.
Брат так видит, так [и] делает.
Он слеп. Как же ты требуешь, чтобы он видел без глаз?
Он — нищ. Как же ты требуешь, чтобы он был богат?
Дай ему богатство, чтобы оно у него было. Дай ему глаза, чтобы он видел».

Если потребуешь справедливости в чем бы то ни было, когда твой ближний поступит с тобой несправедливо, опозорит тебя, оскорбит, ударит, выгонит или покусится на твою жизнь, то сам окажешься несправедлив, посчитав его виновным или страстно его осудив. Ибо ты требуешь от него того, чего ему не дал Бог.

И если хорошо уразумеешь то, что я тебе говорю,
[то] все будут для тебя неповинными в какой бы то ни было ошибке,
и только ты будешь во всем виноват.

7. Три врага воюют с человеческим родом: бесы, наше естество и привычки

Поскольку три врага воюют с человеческим родом: бесы, наше собственное естество и привычка. Вне этого другой войны не существует.

  1. Так вот, если удалишь беса, который мучает все человечество, тогда мы все будем хорошими. Вот кому ты должен приписать несправедливость, его ненавидеть, его осуждать и до конца иметь его врагом.
  2. Другой враг, как мы сказали, — это естество, которое, как только человек познает мир, сопротивляется закону духа и требует всего, что на погибель душе. Вот и другой враг, который достоин ненависти до конца твоих дней. Его ты должен судить и осуждать.
  3. Есть у нас вдобавок и третий враг — привычка, которая, поскольку мы привыкаем делать всякого вида зло, становится для нас навыком, занимает место второй натуры и содержит грех как закон. И таким же образом требует равной борьбы, чтобы приняли мы божественное изменение и избавление. Итак, вот и третий враг, который достоин совершенной ненависти.

Если хочешь, чтобы твой ближний во всем был хорошим, как это тебе нравится, отдели от него этих трех врагов Благодатью, которой обладаешь. Вот что справедливость, если хочешь ее найти, — совершай молитву Богу, чтоб Он его избавил от этих врагов. И тогда будет у вас согласие.

Если же ты захочешь по-другому найти справедливость, то будешь всегда неправ и, следовательно, Благодать будет вынуждена уходить-приходить, пока [наконец] не найдет упокоения в твоей [смирившейся] душе.

Ибо человек имеет право столько Благодати иметь в себе, насколько с благодарностью терпит искушение, насколько он безропотно несет тяготу ближнего.

 8.  От Делания получает человек Благодать Просвещения и начинает видеть все

Так вот, предыдущие письма, которые я тебе послал, содержат в себе «Делание». Это, которое написал сейчас, содержит Просвещение.

От Делания получает человек Просвещение Знания (Ведения). Ибо Делание слепо, а Просвещение — это глаза, которыми ум видит то, что не видел прежде.

Итак, теперь у него (аскета-подвижника) есть светильник и глаза и он видит вещи иначе. И прежде была [Очистительная] Благодать Делания, а теперь он принял десятикратную Благодать [Просвещения]. Теперь стал ум Небесным, видит далеко, имеет вместимость, превосходящую прежнюю.

Сейчас ему недостает Созерцания.
Он (аскет-подвижник) нашел престол, как царь, и ему недостает зрелища, о котором скажем в другой раз.

Ты же перепиши эти письма чернилами, чтобы не стерлись, так как писал карандашом, чтобы ты их изучал, чтобы исправлял свое житие.


Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄,
«Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924,
Άγιον Όρος 1981,  (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης — Ekfrasis Monaxikhs Empeirias — Γέροντος ΙΩΣΗΦ του Αγιορείτου)

 

8 Письмо  Начало     Письмо 10

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий