Письма к монашествующим и мирянам. Письмо 2 / 81

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Ему же о молитве Иисусовой и ответы на вопросы 

Предназначение человека, поскольку он родился в эту жизнь, — найти Бога.
Но он не может Его найти, если сначала его не найдет Бог.
Геронда Иосиф (Исихаст)

Старец Иосиф Исихаст Я очень обрадовался твоей готовности принести пользу своей душе. И я жажду принести пользу каждому брату, который стремится спастись. Так вот, возлюбленный мой, дражайший брат, открой свой слух.

Предназначение человека, поскольку он родился в эту жизнь, — найти Бога. Но он не может Его найти, если сначала его не найдет Бог. «Им мы живем и движемся». Но наши страсти закрыли нам душевные глаза, и мы не видим. Когда, однако, повернет к нам Свои оченьки благой наш Бог, тогда, как ото сна, просыпаемся и начинаем искать нашего Спасения.

 1.Если загорится Огонь в твоем сердце и Любовь к Богу. Монашество или мир?

Поэтому — о твоем первом вопросе: сейчас тебя увидел Бог, и тебя просветил, и тебя ведет. Там, где ты есть, трудись. Говори неустанно молитву: языком и умом. Когда язык устает, пусть начинает ум. И опять, когда тяжелеет ум, начинает язык. Только не прекращай. Делай поклонов много, бодрствуй ночью, сколько сможешь.

  1. Если загорится Огонь в твоем сердце и Любовь к Богу, и ищешь покоя, и не можешь остаться в миру, потому что в тебе зажигается молитва, тогда напиши мне, и я скажу тебе, что делать.
  2. Если же Благодать будет действовать не так, но [будет у тебя] усердие в пределах того, чтобы исполнять Заповеди Господни о ближнем, тогда успокойся на том, что есть у тебя, и не ищи ничего другого, ибо у тебя все в порядке.

Разницу между тридцатью, шестидесятые, сотней1 найдешь, когда прочитаешь «Благоделателя»2. Там написано и много всего другого, от которого приобретешь много пользы.

 2.  От устной молитвы к самодвижной Умной молитве

Вот ответ на другие твои вопросы: молитва должна говориться внутренней речью. Но так как вначале ум к ней не привык, он забывает о ней. Поэтому ты говоришь ее когда устами, а когда умом. И так делается до тех пор, пока ум ею не насытится и молитва станет действовать.

Действием называется то, что, когда говоришь молитву, чувствуешь в себе радость и веселие и хочешь непрерывно ее говорить. Так вот, когда примет ум молитву и станет она радостью, как я тебе пишу, тогда будет говориться в тебе непрестанно, без собственного твоего понуждения. Это называется чувством-Действием, так как Благодать действует помимо хотения человека. Он ест, ходит, спит, просыпается, а внутри возглашает постоянно Молитву и имеет мир, радость.

 3.   О времени молитвы – Понуждай себя постоянно, чтобы не расслабиться

Теперь — о времени молитвы: так как ты в миру и у тебя есть разные хлопоты, совершай молитву, когда находишь время. Но понуждай себя постоянно, чтобы не расслабиться. А что касается «Созерцания», о котором ты спрашиваешь, так это там трудно, ибо требуется совершенное безмолвие.

 4.   Три чина на христианском пути. Совершенное безмолвие и непрелестный наставник

1. Духовное состояние разделяется на три чина, и соответственно действует Благодать в человеке. Одно состояние называется очистительным, оно очищает человека. Та Благодать, что сейчас у тебя, называется Благодатью Очистительной (русские христиане часто Ее называют Призывающей Благодатью). Она побуждает человека к покаянию. Всякая готовность к духовному, которая у тебя есть, — все это принадлежит Благодати. Твоего собственного нет ничего. Она тайно все совершает. Так вот, эта Благодать, когда понуждаешь себя, остается с тобой определенные годы. И если человек преуспеет в Умной молитве, он принимает другую Благодать, весьма отличную от прежней.

  1. Первая Благодать, как мы сказали, называется чувство-Действие («Делание»), и она — Очистительная, ибо молящийся почувствовал движение-Действие Божественное в себе.
  2. Другая Благодать называется Просвещающей. Ею принимает человек Свет Ведения (Знания), возводится в Созерцание Бога.

Не свет,
не представления,
не образы,
а озарение ума,
чистота помыслов
и глубина понятий.

Чтобы это пришло, у молящегося должны быть совершенное безмолвие и непрелестный наставник.

3. И третье состояние — осенение Благодатью, это после всего того, что было, — Благодать Совершенства, которая есть Дар великий. Не пишу тебе сейчас об этом, потому как и нужды нет.

Но если ты хочешь прочитать об этом, то я написал, при моей неграмотности, когда происходили эти действия, рукописную книжечку [Десятиструнная]« Духодвижная труба». Постарайся ее найти.
Купи и святого Макария Египетского,
авву Исаака (Сирина) — получишь большую пользу.
И если встретишь какое изменение, напиши мне, и я тебе отвечу с большой готовностью.

 5.   Что есть прелесть – в жизни христиан. Одно невежественное мнение

Я теперь все пишу тем, кто спрашивает. В этом году приезжали из Германии только и только чтобы узнать об Умной молитве. Из Америки мне пишут с такой охотой. В Париже столько тех, которые горячо просят.

Мы здесь, у себя, почему нерадим?
Или это землю копать — призывать непрестанно имя Христово,
чтоб Он нас помиловал?

Наконец, распространено одно невежественное мнение от искусителя: если говорит кто-нибудь [Умную Иисусову] молитву, боится, как бы не впасть в прелесть, хотя как раз это и есть прелесть (не стучаться непрестанно Иисусовой молитвой в райские двери Благого нашего Отца).

 6.   Не пересказать благ Умной Молитвы! Рай, просветление, «изменение сознания»

Кто хочет, пусть попробует. И после того, как действие молитвы продлится долгое время, сделается рай внутри него. Освободится он от страстей, станет другим человеком. Если же он еще и в Пустыне (любое место, далекое от мирской суеты), о!., о!.. Не пересказать благ Молитвы!

Примечания:

1.  Разница между тридцатью, шестидесятые, сотней – Слова Христа из Евагельской притчи (урожай в 30, 60,100 крат значит — сколько зерен получаем из одного зерна):

«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во 100 крат, а другое в 60, иное же в 30» (Евангелие от Матфея 13:8)
«Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии... Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во 100 крат, иной в 60, а иной в 30» (Евангелие от Матфея 13:18-23)
2.  «Благоделатель» («Эвергетин», «Ευεργετινόν», Ευεργετινός – Λόγοι και διδασκαλίες αγίων Πατέρων) – «Слова и поучения святых Отцов». Широко распространенный у греков сборник Слов, сказаний, деяний, толкований и поучений на основе Патериков (много из «Луга духовного») и Творений Святых Отцов. Святоотеческая антология, подобная «Добротолюбию», любимое народное чтение, где доступно изложены аскетические идеалы Христианства и Жизнь во Христе.
Составил Эвергетинон (Эвергетинос) в XI веке монах-затворник Павел ( † 1054), основатель Эвергетидской обители в Царьграде (Константинополе).
В 1777 году над «Ευεργετινόν» (Ευεργετινός) поработал святой Никодим Святогорец (1749—1809), отредактировав, дополнив, снабдив его собственным предисловием (на основе древних рукописей, собранных святителем Макарием Коринфским). В 1783 году преподобный Никодимос Агиоритис (Святогорец — ο άγιος Νικόδημος ο Αγιορείτης) издал сей сборник в Венеции.

Продолжение следует

«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899—1959)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года

Письмо 1                                        Письмо 3

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий