Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Священник Павел Адельгейм С чего начинается храмовое богослужение? С колокольного звона. Звонить от слова «звать». Колокол звонит – он нас зовёт, тревожит, будит человеческую душу и доносит до слуха призыв Спасителя: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные..., и найдёте покой душам вашим».

Дорога к храму не похожа на другие пути. Когда идём на работу, строим планы: с кем встретимся, что скажем, где возьмём. Когда идём на рынок, думаем что купить, как много, на какую сумму. Когда идём в храм, отстраняемся от забот, чтобы повернуться лицом и вниманием к Богу: «всякое ныне житейское отложим попечение».

Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят на нас с иконостаса. По стенам, до самых дверей располагаются иконы. Они окружают нас, словно святые принимают нас в свой круг. Бог пребывает на Престоле. Святые Ему предстоят. Иконы связаны меж собой единством. Связующей нитью служит предстояние Богу.

В чём духовный смысл нашего присутствия в храме? Мы тоже пришли предстать перед Богом, стать продолжением иконостаса, живыми иконами. Апостол объясняет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, к Судии всех, Богу» (Евр.12, 23). Служители алтаря совершают каждение перед молящимися, как перед живыми иконами. Каждый из вас – образ Божий, живая икона.

Одни сохранили чистоту и не поврежденность образа Божия. Другие изранены грехом. «Образ есмь неизреченной Твоей славы, аще и язвы ношу прегрешений». По- русски, «хотя и ношу язвы прегрешений, остаюсь образом Твоей неизреченной славы».

Может быть, наше стремление предстоять перед Богом вместе со святыми является дерзкой претензией? Разве не дерзость мнить себя в кругу святых? Церковная песнь отвечает: «в храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», то есть, пребывая в храме, осознаем себя предстоящими на небе. «Дерзай дщерь», — ободряет Спаситель прикоснувшуюся к Нему грешницу. Дерзай познать свою нужду в покаянии и преображении. Покаяние ведёт к Богу и требует дерзновения. Апостол укрепляет нашу надежду: «мы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои для Бога».

Мы вслушиваемся в слова Великого канона, всматриваемся в образы праведников, оживающие в нашем сердце: Ной и Лот, Авраам, Исаак, Иаков, ветхозаветные и евангельские образы, и душа отзывается покаянием: «помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий