Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Священник Павел Адельгейм

священник Павел Адельгейм

С чего начинается храмовое богослужение? С колокольного звона. Звонить от слова «звать». Колокол звонит — зовёт, тревожит, будит человеческую душу и доносит до слуха призыв: «придите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и...найдёте покой душам вашим». Дорога к храму не похожа на другие пути. Когда идём на работу, строим планы: с кем встретимся, что скажем, где возьмём. Когда идём на рынок, думаем что купить, как много, на какую сумму. Когда идём в храм, стараемся отключиться от забот и повернуться вниманием к Богу: «всякое ныне житейское отложим попечение».

Входя в храм, мы возносимся на небо: Спас Вседержитель, Богоматерь, ангелы и святые смотрят с иконостаса. По стенам до самых дверей располагаются иконы. Они окружают нас, словно святые принимают нас в свой круг. Бог пребывает на Престоле. Святые Ему предстоят. Иконы связаны меж собой и образуют единство. Связующей нитью является предстояние.

В чём духовный смысл нашего присутствия в храме? Мы тоже пришли предстать перед Богом, стать продолжением иконостаса, живыми иконами. Апостол объясняет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу»(Евр.12, 23). Служители алтаря совершают каждение перед молящимися, как перед живыми иконами. Каждый из вас – образ Божий, живая икона.

Одни сохранили чистоту и неповреждённость образа Божия. Другие изранены грехом. «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». По русски, «хотя и ношу язвы прегрешений, остаюсь образом Твоей неизреченной славы».

Может быть наше стремление предстоять перед Богом вместе со святыми является дерзкой претензией? Разве не дерзость мнить себя в кругу святых? Церковная песнь отвечает: «в храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним». «Дерзай дщерь», — ободряет Спаситель прикоснувшуюся к Нему грешницу. Дерзай познать свою нужду в покаянии. Покаяние требует дерзновения, и апостол укрепляет нашу надежду, что «мы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои для Бога». Мы вслушиваемся в слова Великого канона и всматриваемся в образы праведников, оживающие в нашем сердце: Ной и Лот, Авраам, Исаак, Иаков, древние пророки и евангельские образы, и душа отзывается покаянием: «помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий