Поминовение Патриарха Афинагора (Эпистолярный трактат)

Объясню это на двух-трёх примерах. Церковь по икономии терпит третий брак. Но кто-то может ска­зать: «Я люблю акривию и поэтому, хотя овдовел ещё в юности, не вступаю не только в третий, но и во второй брак». «Хорошо!» — скажем мы ему. Ес­ли же этот человек на этом не остановится, но ска­жет: «Я люблю акривию, а не икономию; поэтому я не признаю тех, кто вступает в третий брак, и не мо­люсь вместе с ними», то тогда Церковь немедленно поразит его главу молнией отлучения.

Почему Церковь объявила древних донатистов раскольниками? Именно по этой причине: они при­меняли акривию там, где Церковь применяла иконо­мию. Например, Церковь принимала без крещения приходящих еретиков, если они уже были крещены во имя Святой Троицы, а донатисты таких людей перекрещивали. Подобным же образом поступали и новациане. В то время как Церковь, снисходя к че­ловеческой слабости, прощала и тяжкие грехи, но­вациане исключали тяжко согрешивших из церков­ного общения. И страшнейший гром отлучения об­рушился на их воспалённые умы.

Второй пример: священные каноны, под страхом извержения из сана, определяют, чтобы диаконы были рукополагаемы с 25-летнего возраста, а прес­витеры — с 30-летнего. Право и долг каждого члена Церкви — неуклонно блюсти священные каноны и не рукополагаться прежде определённого возраста.  Я, например, был рукоположен во диакона в 26 лет и, хотя рукополагавший меня епископ уговаривал меня принять пресвитерскую хиротонию, оставался диаконом до тех пор, пока мне не исполнилось 30 лет. Я поступил правильно и мой поступок дос­тоин похвалы. Но представь, что я, не довольству­ясь этим, обращаюсь к своему епископу и говорю: «Я люблю не икономию, а акривию, поэтому пре­кращаю тебя поминать и отлучаю тебя, поскольку ты был рукоположен в диаконский и пресвитерский сан не по акривии, а по икономии, то есть до кано­нического возраста». Что произойдёт, если я так поступлю? Церковь тут же подвергнет меня извер­жению из сана, и вполне справедливо! Она не мо­жет терпеть мятежа и анархии в своих недрах. «Ты кто такой, — скажет она мне, — что отлучаешь тех, кого я признаю? Твоя власть выше моей? Ты сверх­собор? Ты сверхцерковь? Я сужу и принимаю реше­ния. Я применяю и акривию и икономию. Неужели ты будешь указывать, как мне поступать? Ты, бе­зусловно, имеешь право выразить своё несогласие с тем или иным моим решением, однако у тебя нет никакого права отлучать тех, кого я признаю. Всю полноту власти имею я, а не ты». Так, дорогой отец Никодим, весьма верно и справедливо сказала бы мне Церковь!

Третий пример: предположим, что в какой-то Церкви, например Сербской, не хватает безбрачных клириков, вследствие чего у умирающих епископов не остаётся преемников. Наконец остаётся шесть- семь епископов, да и те в уже весьма преклонных годах. Народ, беспокоясь о будущем своей Церкви, проявляя церковную икономию, принимает реше­ние — рукоположить во епископы двух-трех лучших женатых клириков. Прочие Православные Церкви, не соглашаясь с этим, но понимая крайнюю нужду Сербской Церкви, не осуждают её и продолжают находиться в церковном общении с ней. Некий же­натый клирик Сербской Церкви, которому была предложена епископская хиротония, отказывается, желая удержать себя в рамках не икономии, а акри- вии. Пока в нашей предполагаемой истории всё бе­зупречно. Однако, если наш ревнитель не остано­вится, но пойдёт дальше и прервёт всякое общение с рукоположенными женатыми епископами, кото­рых признаёт не только Священный Синод Сербской Церкви, но вместе с ним и все остальные Православные Церкви, — он немедленно будет осуждён, и вся Церковь признает это осуждение справедливым и законным.

Такова, брат мой, православная экклесиология. Все же другое, то есть восстание частных лиц (кли­риков или мирян) и отлучение ими епископов, при­знаваемых Соборной Православной Церковью, есть чистой воды протестантизм. Конечно, всё это, я снова повторюсь, действительно если мы верим в су- ществование в мире Православной Соборной Церк­ви. Если же мы считаем, что все или почти все епис­копы Церкви оказались жалкими предателями, тог­да всё можно перечеркнуть. Тогда Церковь — это уже мы, и только наши поступки действительны и законны. «Елика аще свяжете на земли, будут свя­зана на небеси, и елика аще разрешите на земли, бу­дут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Но я, во всяком случае, далёк от той сатанинской мысли, что Церковь заключается во мне.

Наконец, о твоём конкретном вопросе. Ты спра­шиваешь меня, правильно ли будет, если ваше свя­щенное братство присоединится к группировке быв­шего Флоринского владыки, поминая архиереев этой группировки? Брат мой Никодим, выслушай, если желаешь, мнение своего прежнего духовника. Бог знает, насколько я расположен к братьям-ста- ростильникам. Свою любовь и сочувствие к ним я выражал не раз и не два, а многократно и думаю, что конкретные примеры упоминать здесь излишне. Однако, несмотря на любовь и сочувствие, я не мо­гу сказать, что нахожу церковно-правильным ваше к ним присоединение.

Старостильники, брат мой, отлучили не одного или двух епископов, но всю Поместную Церковь (Элладскую), с которой все остальные Помест­ные Церкви ни на миг не прекращали каноническо­го общения. Таким образом они превратились в сверхцерковь. Они, конечно, могли сохранять старый стиль, подобно многим другим Православ­ным Церквам. Но в то же самое время, опять-таки подобно другим Православным Церквам, они не должны были отлучать Элладскую Церковь, но ос­таваться в ней.

Поначалу старостильники, доказывая свою право­ту, приводили в качестве примера другие Православ­ные Церкви, хранящие верность старому стилю. Хорошо! Но эти Церкви, сохраняя старый стиль, имели и имеют неповреждённые канонические связи с Элладской Церковью. Почему же старостильники поступили иначе? И, поступив так, не оказались ли они за пределами Православной Кафолической Церкви? Какая старостильная Поместная Право­славная Церковь имела когда-либо канонические связи (обмен поздравительными письмами, совмест­ные служения, поминовение в диптихах и т. д.) с группировкой греческих старостильников? Иеруса­лимская? Антиохийская? Русская? Сербская? Бол­гарская? Ни одна! Все эти Церкви с самого начала имели связь только с Элладской Церковью, а на гре­ческих старостильников смотрели просто как на не­послушных чад Элладской Церкви и никогда не вступали с ними в официальную каноническую связь и не порицали нашу Церковь за её выступления про­тив бунтарского поведения, запрещения старостиль­ных клириков и за извержение их из сана.

Старостильники как в своих частных заявлениях, так и в своих официальных посланиях заявляли и за­являют о необходимости обсуждения календарного вопроса на будущем Всеправославном соборе. Оче­видно, в данном случае дорогие старостильники не знают и не понимают того, о чём говорят. Если Эл­ладская Церковь, по причине календарной реформы, автоматически (т. е. без осуждения со стороны дру­гих Поместных Церквей) стала раскольнической, то таковыми являются и все Поместные Православные Церкви, поскольку находятся в общении с расколь­нической Церковью (ведь старостильники прервали общение с Элладской Церковью именно потому, что­бы самим не стать раскольниками). Итак, какой же Всеправославный собор разрешит календарную проб­лему, раз все Православные Церкви через общение с раскольнической Элладской Церковью стали рас­кольническими? И если когда-нибудь соберётся та­кой собор, то он будет уже не Всеправославным, а всерасколъническим!5...

Старостильники были бы более последовательны­ми, если бы они рассуждали так: «Никакого собора мы не ждём, и никакого его решения мы не прини­маем. Все Церкви сделались раскольническими (Эл­ладская из-за перехода на новый стиль, а все остальные из-за общения с ней), и единственная Церковь, оставшаяся Православной, — это мы. И, следовательно, только через нас, так как мы явля­емся единственной Православной Церковью, может быть снят грех раскола с остальных Церквей. То есть когда прочие Церкви покаются в расколе, то они придут к нам как к единственной Православной Церкви, попросят у нас прощения, и мы, каноничес­ким деянием (как это всегда бывало в истории Церкви), простим их, провозгласим упразднение раскола и восстановим их как уже здоровых членов тела Православной Церкви»6. Вот к чему, дорогой отец Никодим, обязывает последовательность!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий