Продолжаю: как ты сам знаешь, старостильное священство происходит от архиереев: бывшего Флоринского владыки Хризостома и бывшего Ди- митриадского — Германа. Однако эти архиереи до 1935 года, то есть 11 лет, прошедших со времени перехода на новый стиль, находились «в расколе», то есть в Элладской Церкви. Старостильники объявляют наши новостильные таинства недействительными, поскольку мы, по причине «раскола», лишились благодати, и обязывают принимать переходящих к ним новостильников через миропомазание (об этом см. официальное послание к пастве бывшего Флоринского и прочих архиереев от 13/26 марта 1950 года). Отсюда следует, что и оба вышеназванных архиерея были лишены благодати, поскольку до 1935 года они находились «в расколе». Безусловно, когда клирик-раскольник или клирик-еретик возвращается в Православие, то его обычно принимают в сущем сане, простым соборным решением. Да, с этим я согласен: решение о восстановлении в сущем сане еретиков или раскольников всегда принимает собор.
Итак, каким соборным решением Хризостома и Германа, когда они присоединились к старостильникам и были приняты уже ими как канонические епископы, были сняты последствия раскола (поскольку именно так принято в Церкви) и кто восстановил их в сущем сане? Может быть, диаконы, пресвитеры и монахи Святой Горы? Или, может быть, братства мирян? Следовательно, раз вышеупомянутые архиереи потеряли благодать до 1935 года, то и после 1935 года, когда они присоединились к старостильникам, не восстановленные в своих правах официальным соборным решением, они продолжали оставаться без благодати. Последствия ереси и раскола не снимаются автоматически ни монахами, ни диаконами, ни пресвитерами, ни мирскими братствами. Они снимаются только лишь решением собора. Это и только это знает Православная Церковь.
Продолжаю: если собор канонических епископов примет решение об извержении из сана какого-либо епископа или пресвитера и через десять или двадцать лет эти извергшие его из сана епископы впадут в ересь, то будет ли запрещённый (изверженный) ими много лет назад епископ или пресвитер автоматически освобождён от запрещения и восстановлен в сущем сане по той лишь причине, что извергшие его епископы стали еретиками? Конечно же, нет! Раз он был ранее извержен тогда ещё православными епископами, а не еретиками, то его извержение из сана, безусловно, продолжает оставаться в силе и может быть отменено только лишь каноническим собором православных епископов.
Запомни этот момент, и теперь обрати своё внимание на следующее: предположим, что находящаяся сегодня в общении с патриархом Афинагором Элладская Церковь стала еретической. Но стала она таковой сегодня или, допустим, вчера. То есть один, два, три года, но не пять и не десять лет тому назад. Тем более, не тридцать пять лет назад! Согласен? Итак, тогда, тридцать пять лет тому назад, Элладская Церковь, будучи православной, извергла из сана двух вышеназванных архиереев, а также и всех рукоположенных ими. Это деяние Церкви, совершённое уже относительно давно, для нас авторитетно и действительно. Сегодняшние деяния уже впадшей в ересь Элладской Церкви (конечно же, я говорю гипотетически) не действительны, не действительны и её запрещения. Однако извержены из сана те, кого Элладская Церковь извергла 20 и 30 лет тому назад. (Конечно, для старостиль- ников не извержены и они, потому что старостиль- ники с 1924 года осудили Элладскую Церковь как раскольническую. Однако совсем не так дело обстоит для нас, до прошлого или позапрошлого года признававших Элладскую Церковь и находившихся с ней в общении. До того времени её деяния для нас действительны).
Не так давно Элладская Церковь впала в ересь (я ещё раз подчёркиваю, что говорю гипотетически). Несомненно, что изверженные ею много лет назад клирики автоматически не восстанавливаются, равно как и её деяния автоматически не отменяются. Необходим собор православных епископов, чтобы он пересмотрел решения Церкви относительно изверженных из сана и либо подтвердил, либо упразднил их, в особенности это касается совершённых последними рукоположений. Итак, спрашивается: каким собором, дорогой отец Никодим, были пересмотрены и аннулированы решения Элладской Церкви, касающиеся изверженных Ею много лет назад епископов, или каким собором были признаны совершённые ими рукоположения диаконов и пресвитеров, состоящих в группировке старостильников и не находящихся в общении с Элладской Церковью? Ни одним!
Итак, если даже епископская хиротония сегодняшних архиереев группировки бывшего Флорин- ского владыки (я говорю сегодняшних, потому что покойный владыка Акакий был рукоположен во диаконы и пресвитеры не изверженным из сана архиереем) была совершена и каноническими епископами7, то она всё равно недействительна, поскольку во диаконы и пресвитеры их рукополагали изверженные архиереи. Сначала, используя, как это принято, церковную икономию, канонический епископский собор должен был признать их диаконскую и пресвитерскую хиротонии и лишь затем должно избрать и поставить их во епископы8. Так как ничего подобного не имело места, то, повторяю, их епископская хиротония — недействительна.
Однако следует рассмотреть и следующий вопрос: соответствовали ли их хиротонии другим каноническим требованиям? Предположим, что они получили признание канонического собора до их возведения во епископы или же что никто из них не был рукоположен запрещённым архиереем. Что же, при таком положении вещей их рукоположение во епископы совершилось канонически? Ничего подобного! Как ты знаешь, нынешние епископы группировки бывшего Флоринского владыки происходят от владыки Акакия. Какова была хиротония самого Акакия? Посылаю тебе брошюру (потом прошу её вернуть), в которой напечатана фотокопия «став- леннической грамоты» Акакия. Она, как ты увидишь, содержит в себе следующее:
СЕРАФИМ, АРХИЕПИСКОП
ЧИКАГСКИЙ И ДЕТРОЙТСКИЙ
Справка
Сим удостоверяю, что мы с каноническим епископом Русской Зарубежной Церкви совершили хиротонию досточтимого архимандрита Акакия во епископа Таландиакского.
Хиротония была совершена 9/22 декабря 1960 года в Детройте, в границах моей епархии и должна считаться действительной, несмотря на то что о ней не был поставлен в известность наш архиепископский Синод. В подтверждение сего прилагается наша подпись и епархиальная печать.
Серафим,
архиепископ Чикагский и Детройтский.
3333333333333333333333
По этому поводу я мог бы заметить следующее:
1. В справке не названо имя второго епископа, вместе с которым подписавший этот документ архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим совершил хиротонию. Полное молчание. Возникает вопрос: почему? Очевидно, подписавшийся имел основания для сокрытия имени второго епископа. Но зачем скрывать, если последний действительно был каноническим епископом? Истина не боится света. Господь говорит, что только «всяк, делающий злая» ненавидит свет и только таковой «не идет к свету» (Ин. 3, 20).
2. В справке сообщается, что Акакий был рукоположен двумя епископами. Однако епископская хиротония, совершённая двумя епископами, является антиканоничной. (Другой вопрос, что догматически хиротония имеет основания). «Епископа да поставляют два или три епископа», — гласит Первое апостольское правило. Однако уже очень рано Церковь преобразовала это правило, упразднив первое условие («два») и остановившись на втором («три»).
Так, 4-е правило I Вселенского собора гласит: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. А ще же сие неудобно... непременно три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством граммат, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».
19-е правило Поместного Антиохийского собора определяет, что для хиротонии епископа должны присутствовать или все архиереи Поместной Церкви, или, если это неудобно, «большая их часть неотменно да присутствует». Далее правило уточняет: «Аттте же инако, вопреки сему определению, поступ- лено будет: да не имеет никакой силы поставление».
Наличие, по крайней мере, трёх епископов признаёт необходимым и 13-е правило Поместного Карфагенского собора, а 48-е правило того же собора предписывает: «Да соблюдается древний чин (т. е. определение, установление): участие менее трёх епископов, как определено в правилах, да не признаётся довольным для поставления епископа».
3. Рукоположивший не стыдится признаться в том, что хиротония совершена без ведома Синода, к которому он принадлежит! Но, несмотря на это, он утверждает, что хиротония должна считаться действительной. Однако послушай определения священных канонов: «Епископам всякого народа подобает знати первого (первым называется председатель Синода, им может быть либо патриарх, либо архиепископ, либо митрополит — авт.) из них, и признавать его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения...» (34-е апостольское правило). Однако Серафим игнорировал как председателя своего Синода, так и его членов, тогда как, согласно 4-му правилу I Вселенского собора, он должен был получить их согласие на свои действия «по результатам голосования»). Это правило I Вселенского собора ясно устанавливает: «...утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту», то есть председателю Синода.
4-е правило I Вселенского собора говорит: «Аще кто, без соизволения митрополита (то есть председателя Синода) поставлен будет епископом: о таковом Великий собор определил, что он не должен быти епископом».
28-е правило IV Вселенского собора предписывает: «каждому митрополиту вышеупомянутых областей, с епископами епархии, поставляти епархиальных епископов».
19-е правило Поместного Антиохийского собора повелевает: «Епископ да не поставляется без собора и присутствия митрополита епархии», то есть председателя Синода. И далее: «присутствие митрополита обязательно.». 23-е правило того же собора говорит, что выборы и поставление епископа должны быть «не инако, разве с собором и по суду епископов».
12-е правило Поместного Лаодикийского собора определяет: «епископов, по суду митрополитов и окрестных епископов, поставляти на церковное начальство», а не по суду и решению только лишь двух епископов, действующих тайком от своего Синода!
И наконец, 13-е правило Поместного Карфагенского собора диктует поставлять во епископы только лишь «по повелению первенствующего», то есть по его (председателя Синода) указу, а не при полном его (председателя Синода) неведении.
4. Как ты видишь, документ подписан: «Серафим, епископ Детройтский», то есть американский епископ. Но согласно священным канонам, американские или русские епископы не имеют никаких полномочий по отношению к Элладской Церкви. Итак, предположим, что Акакий был рукоположен не двумя епископами (один из которых совершенно неизвестен), но целым Синодом, к которому принадлежит владыка Серафим, во главе с его председателем. В этом случае была бы хиротония каноничной? Опять-таки нет! Потому что священные каноны категорически воспрещают совершать хиротонии «за пределами своей области», то есть хиротонии клириков другой Поместной Церкви, пусть даже соседней. Например, Афинский архиепископ не имеет права, под угрозой извержения из сана, рукополагать клириков для Пирея или Никеи (кроме тех случаев, когда местные епископы будут просить его об этом, будучи сами, например, по причине болезни не в силах совершать хиротонии). Священный Синод Элладской Церкви не имеет права рукополагать епископа или даже просто какого-либо клирика для Кипрской Церкви или для Церкви Крита, а тем более для Церквей Сербской, Болгарской и т. д.
35-е правило святых апостолов законополагает: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчинённых». Если же он совершит такую хиротонию, то «да будет извержен и он, и поставленный от него».
2-е правило II Вселенского собора повелевает: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей <.> Не быв приглашены, епископы да не переходят за пределы своея области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения <.> Дела каждыя области благоучреждати будет собор тоя же области».
8-е правило III Вселенского собора называет «делом, вопреки постановлениям церковным и правилам святых апостолов, нововводимым и посягающим на свободу всех», хиротонию антиохийским епископом епископа для Кипра. Далее предписывается прекращение подобных неправомочных поступков и определяется, чтобы кипрские епископы были рукополагаемы не какими-то другими епископами, но только лишь епископами Кипрской Церкви, «.то же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях».
28-е правило IV Вселенского собора гласит: «Каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов».
13-е правило Поместного Антиохийского собора запрещает любому епископу совершать рукоположения за пределами своей епархии, в противном случае «всё содеянное им да будет недействительным: и он, за безумие своё и за безрассудное начинание, да понесёт приличное наказание, чрез немедленное извержение из своего чина святым собором».
22-е правило того же собора содержит постановление: «Епископ да не приходит во иный град, не подчинённый ему, ни в селение, ему не принадлежащее (то есть не подчинённое — авт.), для рукоположения кого-либо и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчинённые другому епископу, разве токмо по соизволению епископа тоя страны. Аще же кто дерзнёт на сие: то рукоположение да будет недействительно и он да подлежит епитимии от собора».