Поминовение Патриарха Афинагора (Эпистолярный трактат)

Итак, видишь, дорогой отец Никодим, как много священных канонов они безжалостно попрали?9 Возможно ли, чтобы кому-нибудь после всего этого пришло в голову перейти в группировку старостильников? Нужно отметить ещё следующее: даже если сегодня весь Синод (подчинённый Филарету), к ко­торому принадлежит рукоположивший Акакия Се­рафим, признаёт старостильных епископов10, то и тогда для старостильников возникнет большая кано­ническая проблема. Ибо до самого последнего времени Синод митрополита Филарета имел канони­ческое общение со Вселенской Патриархией и на­ходящимися в Америке её епископами (Иаковом и др.). Следовательно, епископы митрополита Фила­рета, оказывается, были раскольниками, поскольку имели канонические контакты с раскольническими, согласно трактовке старостильников, новостильны­ми епископами! Следовательно, и они нуждаются в очищении, нуждаются в восстановлении в сане ка­ноническим собором православных епископов, не имеющих совершенно никакого общения с расколь­никами — новостильниками. Итак, какой собор вос­становит в сане Филарета и его епископов и очистит их от последствий раскола?

Видишь, дорогой отец Никодим, в какую мёрт­вую петлю, в какой замкнутый круг противоречий попали дорогие наши старостильники? Неужели и ты стремишься туда же? — Что же нам тогда де­лать? — спросишь ты меня. — Куда нам идти? Ко­го поминать? Брат мой, слова апостола Павла о наставниках: «да творят сие (исполняют свои пастырские обязанности — авт.) с радостию, а не воздыхающе» (Евр. 13, 17) — можно применить и по отношению к пастве.

Бывают такие ситуации, когда пастырь воздыха­ет и виновна в этом паства, которую он окормляет, однако случаются и другие — когда воздыхает паства и виновен в этом окормляющий её пастырь. Остаётся только пожелать, чтобы всегда были та­кие пастыри, подчинение которым являлось бы ра­достью. В остальных же случаях будем подчинять­ся, воздыхая. Говоря «подчиняться», я, конечно же, не имею в виду, чтобы мы приветствовали лю­бое их действие и мыслили точно так же, как мыслят они. Нет! Просто мы не должны откалываться от них, прерывать своего канонического подчине­ния им. Что касается остального, то мы можем не соглашаться, возражать, выражать протесты. Од­нако до тех пор, пока Церковь не решит запретить их, мы сами не должны их осуждать и прекращать поминать их.

Не будем торопиться, брат мой. Эти вопросы ка­саются вечной жизни и требуют очень большой осмотрительности.

Двадцать второго ноября 1934 года Александ­рийский патриарх Мелетий (Метаксакис)11 собрал в патриаршем кафедральном соборе в честь святите­ля Николая в Каире «клириков и мирян десяти различных Церквей для совершения совместного богослужения, сделав уже третий серьёзный шаг, после сослужений в англиканском и армянском хра­мах, к достижению желанного единства... После славословия, пропетого хором духовной семинарии, диакон-грек произнёс сугубую ектенью. Затем уми­лительно было пропето «Свете тихий», после чего в исполнении англиканского хора прозвучал гимн, содержащий стихи хвалебных псалмов. После чте­ния соответствующего случаю зачала Евангелия на амвоне была произнесена общая молитва на араб­ском языке, которую прочитал сначала коптский ар­хиерей, а затем египетский протестант.»12.

С того времени прошло уже 39 лет, а никакого «единения» до сих пор нет. Если бы тогда некото­рые клирики и миряне, вместо того чтобы просто выразить свои самые сильные протесты против пат­риарха, дошли до предела и отделились от него, то что бы выиграла от этого Церковь? В недрах Алек­сандрийской Церкви произошёл бы раскол, который смущал бы совесть верующих и вёл бы к взаимным запрещениям и обоюдным отлучениям. Между тем,  вышеуказанные действия патриарха не привели ни к какому объединению, а с течением времени и сов­сем забылись, тогда как схизма, если бы она воз­никла, существовала бы и доныне и расшатывала бы Александрийскую Церковь.

Румынский патриарх Мирон (Кристя)13, при поддержке премьер-министра страны, сорок лет на­зад принудил румынских архиереев праздновать Пасху вместе с католиками. Большинство епископов подчинились. Некоторые же не послушались и праздновали Пасху согласно канонам. Однако, к счастью, раскола не произошло14. Патриарх, видя несогласие и сопротивление, не дерзнул настаивать. Прошло сорок лет, и дерзкий поступок патриарха совершенно забылся. А ведь из-за него мог бы воз­никнуть раскол, который бы стал источником опас­ных волнений для Румынской Церкви.

Встречаясь с различными антиправославными заявлениями или поступками (совместными молит­вами с еретиками и т. д.) патриарха или американского владыки Иакова, ты негодуешь. И пра­вильно делаешь, дорогой отец Никодим. И я тоже негодую и ужасаюсь такого наглого попрания священных   канонов.     Но   всё это, брат мой, происходит не только в наши дни! Всё это, увы, было и раньше. В качестве информации для тебя я приве­ду ряд примеров, и ты увидишь, что дерзкий пос­тупок патриарха, к сожалению, имел аналоги в прошлом. Итак, слушай и. ужасайся.

В начале XVIII века в Арте православными кли­риками преподавались Пречистые Тайны западным христианам (католикам), что вызвало смущение у православных верующих!

В 1863 году англиканский клирик в Сербии, по решению Священного Синода Сербской Церкви, участвовал в совершении Таинства Божественной Евхаристии!

В 1869 году в отпевании Смирнского митрополи­та Хрисанфа принимали участие армянский архи­епископ и англиканский священник!

В 1875 году православному Патрскому архиепис­копу при совершении им Таинства крещения сослу­жил англиканский клирик!

В 1879 году Священный Синод Константино­польской Патриархии принял решение, согласно ко­торому в случае великой нужды позволительно об­щение в таинствах с армянами, то есть совершение православным священником таинств для армян: крещения, брака и святой евхаристии15.

В 1898 году Иерусалимский патриарх Герасим позволил православным сирийцам, проживающим в Мельбурне, принимать Божественное Причащение от англиканских клириков!

В 1907 году в Портсмуфе русские православные совершили совместную молитву с англиканскими клириками!16

В 1910 году в Америке, на Аляске, русский пра­вославный епископ Иннокентий заключил соглаше­ние с американским епископом Епископальной цер­кви Роу, согласно которому священники взаимно могут преподавать таинства верующим другого ве­роисповедания, то есть православные — членам Епископальной церкви, а те — православным!

В 1910 году в Америке сирийский православ­ный епископ Рафаил своим официальным посла­нием (позднее, из-за возникшего сопротивления, он был вынужден аннулировать его) позволил православным верующим принимать таинства кре­щения, божественной евхаристии, покаяния и вен­чания от протестантских епископальных клири­ков. Этот епископ, облачённый в мантию, присут­ствовал на последованиях вечерни у англикан, стоя на кафедре!

В 1917 году точно так же поступил (то есть участ­вовал в последовании вечерни у англикан) в Амери­ке и православный митрополит Родостольский Александр. Тот же самый митрополит принимал участие в хиротонии англиканского клирика в Пен­сильвании!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий