Поминовение Патриарха Афинагора (Эпистолярный трактат)

В 1918 году Кипрский архиепископ Анфим и Афинский митрополит Мелетий17 неоднократно принимали участие в англиканских богослужениях в Лондонском соборе святого Павла!

В 1919 году главы Православных Церквей Аме­рики участвовали в богослужении, совершаемом англиканскими клириками по случаю Генеральной ассамблеи англиканских церквей Америки!

В 1920 году митрополит Дидимотихонский Фила­рет находился как представитель Вселенской Патри­архии на Ламбетской Конференции в Лондоне18 и участвовал в богослужении, проходившем в англикан­ском храме! В том же году Иерусалимский патриарх Дамиан присутствовал в архиерейском облачении на литургии, совершаемой в англиканском храме Иеру­салима и читал Евангелие на греческом языке!

В 1920 году местоблюститель Вселенского престо­ла митрополит Прусский Дорофей вместе со Свя­щенным Синодом Вселенской Патриархии принимал в Константинополе епископа Американской епископальной  церкви Иакова (Дарлингтона). Во время Божественной литургии в патриаршем храме место­блюститель, облачив иностранного епископа в архи­ерейскую мантию и омофор, благословил раздать антидор!

В 1921 году Кентерберийский архиепископ читал Евангелие во время проходившего в Лондоне чина отпевания почившего местоблюстителя Вселенского престола митрополита Прусского Дорофея.

В 1922 году Фиатирский архиепископ Герман19, представитель Вселенской Патриархии в Лондоне, облачившись в мантию, с архиерейским жезлом в руках, присутствовал на вечернем богослужении в аббатстве Вестминстер!

Можно было бы привести ещё массу примеров, но ограничусь перечисленным. Всё это происходило до 1924 года, то есть до календарной реформы. Итак, если бы через эти действия Церковь замарала себя (поскольку она не осудила дерзнувших на та­кие поступки), тогда все мы нечисты, не исключая и старостильников, которые тогда пребывали с нами в единстве и поминали епископов, состоявших в об­щении с виновниками вышеуказанных антиправо­славных действий. Отделение от Элладской Церкви в 1924 году ничего не дало старостильникам, так  как  уже задолго до этого и Элладская Церковь, и другие Поместные Церкви были осквернены обще­нием с теми, о ком говорилось выше.

А знаешь ли ты, с какого года Православная Церковь начала свои контакты, которые не пошли Ей на пользу, с так называемым Всемирным Сове­том Церквей? С 1920 года! Тогда Вселенская Патриархия впервые послала митрополита Селев- кийского Германа своим представителем на Бетем- бергскую ассамблею, где он был избран в члены центрального комитета совета. Позднее, в 1922 го­ду, на следующую ассамблею представителем Все­ленской Патриархии снова был послан митрополит Фиатирский (ранее Селевкийский) Герман, кото­рый был избран одним из четырёх членов, предста­вителей исполнительного комитета. В 1919 году исполняющий обязанности местоблюстителя вдов­ствующего Вселенского престола митрополит Кеса­рийский Николай, принимая прибывших с визитом членов комитета движения «Вера и порядок», в своём приветственном обращении к ним сказал: «Константинопольская Церковь намерена послать сейчас и через год на ассамблею своих представи­телей, своевременно протягивая руку взаимопомо­щи тем, кто трудится на одном с нами поле, в од­ном с нами винограднике Господнем.»! Он назвал инославных пребывающими и трудящимися в огра­де виноградника Господа, то есть в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви! Это полное уравнение Православия с ересью!

Если какой-либо клирик сегодня колеблется от­носительно поминовения епископов, находящихся в общении с патриархом Афинагором, боясь стать еретиком, то почему бы ему не спросить себя: а не являюсь ли я еретиком уже с 1919 года, со времени поминовения епископов, состоящих в общении с митрополитом Кесарийским Николаем, имевшим экуменические взгляды, подобно патриарху Афина- гору, и проповедовавшим их? Следовательно. сле­довательно, дорогой отец Никодим, все мы являем­ся еретиками. Все, без исключения. В том числе, повторяю, и дорогие старостильники. Потому что и они до 1924 года поминали епископов, имеющих об­щение с заместителем местоблюстителя Вселенского престола митрополитом Кесарийским Николаем. Но неужели «мир совсем сошёл с ума»? Неужели потонула в море ересей истинная Церковь Христо­ва, о которой Он Сам сказал, что «и врата ада не одолеют её»? Да, согласились, брат мой, с такой ху­лой. Говоря так, я вовсе не желаю оправдать лави­рование патриарха. Я далёк от таких мыслей! Я ду­маю и уверен, что и на патриархе Афинагоре, и на всех вышеупомянутых патриархах, митрополитах, архиепископах, епископах и т. д. лежит страшная вина перед Церковью за грубейшие нарушения ими священных канонов.

Любое противодействие, если оно не ведёт к расколу, необходимо. Благословенны уста, про­тестующие против антиправославных действий пат­риарха, и благословенны перья, обличающие его эквилибристику в вопросах веры. Мы говорим «да» безостановочной, непрерывной борьбе против подобных действий патриарха! Но мы говорим «нет» расколам! Наверное, меня спросят: «Перед Богом Афинагор является православным патриар­хом? Неужели Бог связан человеческими решения­ми? Неужели Он дожидается решения собора ка­сательно Афинагора, чтобы считать его отпавшим от православной веры?

Дорогой мой отец Никодим, безусловно, Бог не ставит Себя в зависимость от человеческих реше­ний. Неоднократно люди осуждали безбожников и признавали их виновными. (Я имею в виду не толь­ко церковные осуждения). Однако нет никакого сомнения в том, что Бог порой вычёркивал из Сво­ей Книги Жизни тех, кого люди никогда не осужда­ли, и не вычёркивал тех, кого люди осуждали. Но мы, милый мой, не херувимы и не серафимы, что­бы получить возможность исследовать «небесные архивы» и увидеть, кто вписан в Книгу Жизни, а кто вычеркнут из неё, и тем более, кто из клири­ков признан Богом, а кто осуждён. Кто из нас ска­жет с полной уверенностью, что именно решил Бог относительно того или иного иерея или епископа? «Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть?» (Рим. 11, 34) 20.

Надо заметить ещё и относительно ересей. Всем известно, что даже святые нашей Церкви по своей простоте впадали в ересь, однако у них было чистое сердце, и с помощью Божией они возвращались на путь истины. Какую же мы берём на себя ответ­ственность, думая, что знаем суды Божии и можем заменить собой суд Церкви? Не в тысячу ли раз лучше, смиреннее и безопаснее, следовать за реше­ниями Церкви? Брат мой, полагать, что мы — на­дёжные знатоки суждений Бога, есть крайняя прелесть. Горе и тысячу раз горе Церкви, когда её члены, в особенности миряне, провозглашают пов­станческие призывы такого толка: «Он извержен из сана Богом! Какое значение имеет, запрещён он или не запрещён собором? Уходим   от     него!.   Вон  тот  имеет чистую и действенную благодать священства. Что с того, что он лишён сана собором? Бога не свя­зывают человеческие решения, так давайте присо­единимся к нему!»

Относительно этих людей, действующих вне всякого сомнения из благих побуждений, но вверг­нутых в страшное заблуждение Денницей, возгордившимся и помыслившим себя равным Богу, мож­но сказать словами святого Григория Богослова, которые повторило и 64-е правило Пято-Шестого Вселенского собора: «Почто твориши себя пастырем, будучи овцею? Почто делаешися главою, будучи ногою? Почто покушаешися военачальство- вати, быв поставлен в ряду воинов?» Однако неко­торые миряне сами себя возомнили не просто пас­тырями, а Вселенскими соборами! Боже, милостив буди ко всем нам! Насколько отлично от них рас­суждают и поступают другие, мудрые и опытные клирики, истинно православные люди! Возьми за образец благоразумие одного из современных ко­рифеев православного богословия, исповедника, сербского архимандрита Иустина (Поповича)21. Он преподавал догматическое богословие в Белград­ском университете, был уволен безбожными ком­мунистами и теперь живёт в пустынной тишине од­ного монастыря. Ты читал его последнюю книгу «Человек и Богочеловек»? Если да, то согласишься, что нигде ранее не встречался с такими сильны­ми, глубокими и самобытными антипапистскими высказываниями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий