Поминовение Патриарха Афинагора (Эпистолярный трактат)

Отец Иустин утверждает, что падение человече­ства имеет три стадии: «Адам — Иуда — папа»! Од­нако сему великому мужу даже в голову не прихо­дит отколоться от Сербской Церкви, несмотря на её общение с патриархом Афинагором. И три его послушника, клирика-богослова, пребывая в Гре­ции, безбоязненно поминали епископов Элладской Церкви. А один, приехав в нашу страну ещё миря­нином, несколько месяцев назад даже получил письменное благословение своего старца на хирото­нию в Греции. Кто может упрекнуть отца Иустина (Поповича) в умалении православной веры? В современном мире немногие имеют столь обострённое чувство Православия и такой глубокий опыт ду­ховной жизни в Православии, как он. Об этом сви­детельствует его книга. Может быть, кто-то ска­жет, что он боится пожертвовать положением и должностями? Но у этого исповедника веры их уже просто нет. Он пожертвовал всем. Так, значит, и он тоже — предатель Православия, поскольку остаётся в Церкви, имеющей общение с патриархом Афинагором? Брат Никодим, будем осторожны, дабы не впасть в грех!

Дорогой отец Никодим, очевидно, ты можешь возразить следующим образом: разве 15-е правило Двукратного собора не говорит о прекращении по­миновения епископа, во всеуслышание проповедую­щего еретическое учение22? Наша совесть (плохо это или хорошо) подсказывает нам, что то, что го­ворил и делал патриарх, — ересь. Почему же вы просите не прекращать поминать патриарха и сове­туете не присоединяться к группировке флоринцев? Рассмотрим этот вопрос с двух сторон.

Правило нас не обязывает, а даёт право. То есть оно не требует от клириков непременного пре­кращения поминовения проповедующего ересь епис­копа до осуждения последнего, но просто даёт им право на такое действие. Если какой-либо клирик, говорит правило, отделится от своего епископа «прежде соборного оглашения», то он не делает ни­чего противозаконного, а равно и не подлежит епи­тимье, но даже, наоборот, скорее, достоин похвалы. Однако если другой клирик поступит иначе и, не разделяя учения епископа, будет продолжать поми­нать последнего, ожидая «соборного оглашения» и осуждения, то и он никоим образом не осуждается правилами. Прочитайте внимательно это правило и вы увидите, что оно не накладывает обязатель­ства, но просто предоставляет право. Оно нигде не говорит, что клирики должны отделиться от таково­го епископа прежде его осуждения и не упоминает ни о каком наказании или хотя бы порицании тех, кто не отделился, несмотря на обычное для священ­ных канонов «да будет низвержен» применительно к клирикам, не выполнившим в полной мере своих обязательств. Это правило просто отмечает, что клирики, отколовшиеся от такого епископа, не под­лежат осуждению. То, что это именно так, подтве­рждает и тот факт, что за долгую историю Церкви были низвержены из сана за ересь многие и многие епископы, но ни разу не был наказан и даже прос­то не подпал под епитимью ни один клирик за то, что не поспешил сразу же отделиться от еретика-епископа, но дожидался соборного «приговора» последнему.

2. Так обязывает ли правило или же просто пре­доставляет право отделиться? Неоспоримо одно: оно нигде не говорит о том, что прекративший 2по­миновение своего епископа присоединяется к пер­вому попавшемуся архиерею. И уж тем более оно нигде не призывает присоединиться к епископам, которых обличают священные каноны. Клирик, прекратив поминовение своего епископа, должен этим ограничиться и избегать поминовения дру­гого, ожидая с чистой совестью соборного реше­ния. Этот и только этот смысл содержит в се­бе данное правило23.

Возлюбленный отец Никодим, мы живём в эпо­ху страшной путаницы. Будем осторожны, чтобы нас не унесли с собой разные ветры. Мы призваны идти по натянутому канату. Будем осторожны, чтобы не упасть с него ни вправо, ни влево. Раско­лы в Церкви почти всегда происходили из-за само­уверенности и ревности не по разуму. Может быть, завтра патриарх отойдёт в мир иной? Может, пос­ле него на престол взойдёт мудрый муж, и тогда... конец истерии объединения и филокатолическому бреду24. Но если произойдёт раскол, то как мы за­лечим раны Церкви? Насколько легко возникает схизма, настолько же тяжело она преодолевается.

Почитай историю Церкви, и ты ужаснёшься. Ты думаешь, что легко сдерживать поток? Лучше не открывать шлюзы. Лишь только они будут откры­ты, поток выйдет из-под нашего контроля и ничем более не сдерживаемый затопит всё. Если разжечь фанатизм толпы (а без этого не обходился ни один раскол), то восстановление порядка станет невоз­можным. Неоднократно в истории подобные ситу­ации доходили до святотатства, до стычек, до убийств. Если же кто-нибудь из руководителей  раскола  дерзнёт  предложить    путь умеренности и уступок, его немедленно назовут предателем и пуб­лично осудят, а вождями всегда останутся те, кто призывает к непримиримости. Отсюда внутри са­мих расколов возникают новые расколы, разделе­ния, разногласия, дробления, жестокие внутренние столкновения.

Посмотри на дорогих старостильников! Когда они откололись от Элладской Церкви, то были еди­ны. Но очень скоро разделились. На сколько групп, обвиняющих друг друга, они раздроблены сегодня? Пожалуй, больше чем на семь-восемь25! И хотя все они придерживаются одних убеждений, но друг в друге видят предателей, саботирующих борьбу! Они вышли из Элладской Церкви и обра­зовали Церковь истинных православных христиан (ИПХ), потому что «календарная реформа проти­воречит священным канонам». Но если бы это гово­рили те, кто с благоговением соблюдает все до еди­ного священные каноны. Но что же мы видим? Чтобы сохранить Церковь ИПХ, они нарушили це­лый ряд священных канонов. (Вспомни, сколько нарушенных одной только хиротонией Акакия пра­вил я перечислил). Наблюдается следующий оксю­морон: старостильники образовали Церковь ИПХ из страстного желания сохранить священные кано­ны; и в то же время, когда для сохранения её пот­ребовалось уклониться от священных канонов, ста­ростильники без всякого колебания сделали этот шаг.

Таким образом, Церковь ИПХ, хотя и была сформирована как средство (средство для точного соблюдения священных канонов), в конечном итоге стала, скорее, целью! Церковь ИПХ должна быть сохранена, пусть даже для этого надо будет отка­заться от строгого соблюдения священных канонов! И какое всему этому находят оправдание дорогие старостильники? Самое простое — пресловутую икономию. Однако надо заметить, они вышли из Элла­дской Церкви под знаменем акривии26! Если бы они были расположены принимать икономию, да ещё и в таком объёме, как это делается теперь, то у них не было бы причин выходить из Элладской Церкви. Они могли бы оставаться в ней и со значительно меньшим использованием икономии... Однако, они откололись, не желая пожертвовать малым, и теперь вынуждены жертвовать многим! О, брат мой, бойся и трепещи отпадений от Церкви.

Но надо заканчивать речь, дабы не была она чрезмерно затянутой. В конце я снова хочу вернуть­ся к некоторым моим изначальным позициям. Это необходимо.

Итак, не слушай клевету некоторых невменяе­мых о том, что Элладская Церковь во всем соглас­на с патриархом Афинагором. Если патриарх будет действовать и дальше в том же направлении, если он вплотную подойдёт к объединению, то тогда ты увидишь, какую позицию займут епископы Эллад­ской Церкви, которые сегодня молчаливо терпят не из страха и трусости, как утверждают разные «му­жественные защитники веры», и не по причине теплохладности их православного сознания, но единственно потому, что они заботятся о церковном мире и с ужасом размышляют о возможном разви­тии расколов и их последствиях. Епископы Эллад­ской Церкви, за небольшим исключением, не про­являют симпатий к католикам, не поддерживают объединение и не являются единомышленниками патриарха Афинагора. Нет!

Не забывай, что святитель Кирилл, патриарх Александрийский, этот великий поборник право­славной веры, «по икономии не отделялся от ваточных епископов, в диптихах поминавших Фео­дора Мапсуестийского, бывшего еретиком»27. То есть по икономии он состоял в общении с поминаю­щими по диптиху епископа-еретика!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий