Отец Иустин утверждает, что падение человечества имеет три стадии: «Адам — Иуда — папа»! Однако сему великому мужу даже в голову не приходит отколоться от Сербской Церкви, несмотря на её общение с патриархом Афинагором. И три его послушника, клирика-богослова, пребывая в Греции, безбоязненно поминали епископов Элладской Церкви. А один, приехав в нашу страну ещё мирянином, несколько месяцев назад даже получил письменное благословение своего старца на хиротонию в Греции. Кто может упрекнуть отца Иустина (Поповича) в умалении православной веры? В современном мире немногие имеют столь обострённое чувство Православия и такой глубокий опыт духовной жизни в Православии, как он. Об этом свидетельствует его книга. Может быть, кто-то скажет, что он боится пожертвовать положением и должностями? Но у этого исповедника веры их уже просто нет. Он пожертвовал всем. Так, значит, и он тоже — предатель Православия, поскольку остаётся в Церкви, имеющей общение с патриархом Афинагором? Брат Никодим, будем осторожны, дабы не впасть в грех!
Дорогой отец Никодим, очевидно, ты можешь возразить следующим образом: разве 15-е правило Двукратного собора не говорит о прекращении поминовения епископа, во всеуслышание проповедующего еретическое учение22? Наша совесть (плохо это или хорошо) подсказывает нам, что то, что говорил и делал патриарх, — ересь. Почему же вы просите не прекращать поминать патриарха и советуете не присоединяться к группировке флоринцев? Рассмотрим этот вопрос с двух сторон.
Правило нас не обязывает, а даёт право. То есть оно не требует от клириков непременного прекращения поминовения проповедующего ересь епископа до осуждения последнего, но просто даёт им право на такое действие. Если какой-либо клирик, говорит правило, отделится от своего епископа «прежде соборного оглашения», то он не делает ничего противозаконного, а равно и не подлежит епитимье, но даже, наоборот, скорее, достоин похвалы. Однако если другой клирик поступит иначе и, не разделяя учения епископа, будет продолжать поминать последнего, ожидая «соборного оглашения» и осуждения, то и он никоим образом не осуждается правилами. Прочитайте внимательно это правило и вы увидите, что оно не накладывает обязательства, но просто предоставляет право. Оно нигде не говорит, что клирики должны отделиться от такового епископа прежде его осуждения и не упоминает ни о каком наказании или хотя бы порицании тех, кто не отделился, несмотря на обычное для священных канонов «да будет низвержен» применительно к клирикам, не выполнившим в полной мере своих обязательств. Это правило просто отмечает, что клирики, отколовшиеся от такого епископа, не подлежат осуждению. То, что это именно так, подтверждает и тот факт, что за долгую историю Церкви были низвержены из сана за ересь многие и многие епископы, но ни разу не был наказан и даже просто не подпал под епитимью ни один клирик за то, что не поспешил сразу же отделиться от еретика-епископа, но дожидался соборного «приговора» последнему.
2. Так обязывает ли правило или же просто предоставляет право отделиться? Неоспоримо одно: оно нигде не говорит о том, что прекративший 2поминовение своего епископа присоединяется к первому попавшемуся архиерею. И уж тем более оно нигде не призывает присоединиться к епископам, которых обличают священные каноны. Клирик, прекратив поминовение своего епископа, должен этим ограничиться и избегать поминовения другого, ожидая с чистой совестью соборного решения. Этот и только этот смысл содержит в себе данное правило23.
Возлюбленный отец Никодим, мы живём в эпоху страшной путаницы. Будем осторожны, чтобы нас не унесли с собой разные ветры. Мы призваны идти по натянутому канату. Будем осторожны, чтобы не упасть с него ни вправо, ни влево. Расколы в Церкви почти всегда происходили из-за самоуверенности и ревности не по разуму. Может быть, завтра патриарх отойдёт в мир иной? Может, после него на престол взойдёт мудрый муж, и тогда... конец истерии объединения и филокатолическому бреду24. Но если произойдёт раскол, то как мы залечим раны Церкви? Насколько легко возникает схизма, настолько же тяжело она преодолевается.
Почитай историю Церкви, и ты ужаснёшься. Ты думаешь, что легко сдерживать поток? Лучше не открывать шлюзы. Лишь только они будут открыты, поток выйдет из-под нашего контроля и ничем более не сдерживаемый затопит всё. Если разжечь фанатизм толпы (а без этого не обходился ни один раскол), то восстановление порядка станет невозможным. Неоднократно в истории подобные ситуации доходили до святотатства, до стычек, до убийств. Если же кто-нибудь из руководителей раскола дерзнёт предложить путь умеренности и уступок, его немедленно назовут предателем и публично осудят, а вождями всегда останутся те, кто призывает к непримиримости. Отсюда внутри самих расколов возникают новые расколы, разделения, разногласия, дробления, жестокие внутренние столкновения.
Посмотри на дорогих старостильников! Когда они откололись от Элладской Церкви, то были едины. Но очень скоро разделились. На сколько групп, обвиняющих друг друга, они раздроблены сегодня? Пожалуй, больше чем на семь-восемь25! И хотя все они придерживаются одних убеждений, но друг в друге видят предателей, саботирующих борьбу! Они вышли из Элладской Церкви и образовали Церковь истинных православных христиан (ИПХ), потому что «календарная реформа противоречит священным канонам». Но если бы это говорили те, кто с благоговением соблюдает все до единого священные каноны. Но что же мы видим? Чтобы сохранить Церковь ИПХ, они нарушили целый ряд священных канонов. (Вспомни, сколько нарушенных одной только хиротонией Акакия правил я перечислил). Наблюдается следующий оксюморон: старостильники образовали Церковь ИПХ из страстного желания сохранить священные каноны; и в то же время, когда для сохранения её потребовалось уклониться от священных канонов, старостильники без всякого колебания сделали этот шаг.
Таким образом, Церковь ИПХ, хотя и была сформирована как средство (средство для точного соблюдения священных канонов), в конечном итоге стала, скорее, целью! Церковь ИПХ должна быть сохранена, пусть даже для этого надо будет отказаться от строгого соблюдения священных канонов! И какое всему этому находят оправдание дорогие старостильники? Самое простое — пресловутую икономию. Однако надо заметить, они вышли из Элладской Церкви под знаменем акривии26! Если бы они были расположены принимать икономию, да ещё и в таком объёме, как это делается теперь, то у них не было бы причин выходить из Элладской Церкви. Они могли бы оставаться в ней и со значительно меньшим использованием икономии... Однако, они откололись, не желая пожертвовать малым, и теперь вынуждены жертвовать многим! О, брат мой, бойся и трепещи отпадений от Церкви.
Но надо заканчивать речь, дабы не была она чрезмерно затянутой. В конце я снова хочу вернуться к некоторым моим изначальным позициям. Это необходимо.
Итак, не слушай клевету некоторых невменяемых о том, что Элладская Церковь во всем согласна с патриархом Афинагором. Если патриарх будет действовать и дальше в том же направлении, если он вплотную подойдёт к объединению, то тогда ты увидишь, какую позицию займут епископы Элладской Церкви, которые сегодня молчаливо терпят не из страха и трусости, как утверждают разные «мужественные защитники веры», и не по причине теплохладности их православного сознания, но единственно потому, что они заботятся о церковном мире и с ужасом размышляют о возможном развитии расколов и их последствиях. Епископы Элладской Церкви, за небольшим исключением, не проявляют симпатий к католикам, не поддерживают объединение и не являются единомышленниками патриарха Афинагора. Нет!
Не забывай, что святитель Кирилл, патриарх Александрийский, этот великий поборник православной веры, «по икономии не отделялся от ваточных епископов, в диптихах поминавших Феодора Мапсуестийского, бывшего еретиком»27. То есть по икономии он состоял в общении с поминающими по диптиху епископа-еретика!