Поминовение Патриарха Афинагора (Эпистолярный трактат)

Примечания:

1.См прим. Старостильники.
2. См. там же.
3. (с греч. букв, ≪домостроительство≫) — проявление снисхождения в области канонического права, некоторое отступление от буквального и строгого применения канонов, т. е. использование их с учётом конкретных жизненных ситуаций и обстоятельств.
Ей противоположна акривия (с греч. букв, ≪точность, тщательность, основательность≫) — прямое, строгое и бескомпромиссное следова-
ние букве канонических правил. (В современной канонической науке существует устойчивая тенденция именовать ≪икономией≫ вообще
любое изменение применения канона, будь то в сторону смягчения или устрожения. Т. е. акривия в таком словоупотреблении является
одной из форм икономии). — Прим. ред.
4. См. прим. 3.
5. Именно так и считает довольно значительная часть «истинно­православного интернационала», воспринимая всю совокупность «официальных» Православных Церквей как «отступническое Миро­вое Православие» (World Orthodoxy), как «еретическую антицер­ковь». В среде многочисленных ИПЦ периодически происходят всё новые и новые разделения на почве вопроса об отношении к World Orthodoxy. Так, один из двадцати «толков» греческих старостильни- ков — «Синод противостоящих», возглавляемый митрополитом Филийским и Оропосским Киприаном, постоянно подвергается жёсткой критике и даже анафемам со стороны других зилотов за идею гря­дущего «Собора объединения», в котором смогут принять участие не только ИПХ, но и новостильники-экуменисты. С точки зрения кип- рианитов, последние пока что не осуждены Вселенским Собором, не отсечены от тела Христова авторитетным соборным решением, а следовательно — не полностью лишены благодати и не отпали ещё окончательно от Церкви, но являются её больной частью, её ≪поражёнными членами≫. А потому соборное уврачевание всех возникших в Церкви на почве новостильно-экуменической ереси разделений должно совершаться не без их участия (так же, по-видимому, считал и о. Никодим, которому о. Епифаний адресует данное письмо.) (См.: Митрополит Оропосский и Филийский Киприан. Православие и экуменизм. Том П. Пер. с греч. Фили, Аттика, 2001. С. 78-86).
Всё это дало повод многим другим более радикальным ≪истинно православным≫ обвинять ≪Синод противостоящих≫ в ереси крипто экуменизма и в желании созвать вместо Всеправославного Собора ≪всееретическое≫ и ≪всераскольническое≫ сборище. (См., напр.: Сенина Т. Прельщение киприанизма, или учение о ≪заболевших в вере≫ членах Церкви. / / Вертоградъ-информ, №2 (59), 2000. С.39-40;  также — резолюция Пастырского Совещания Канадского и Американского духовенства РПЦЗ (В) по вопросу о прекращении евхаристического общения с митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном. 16/29 декабря 2001г. / / Вертоградъ-информ, №1 (73), 2002. С. 39-41; Мосс В. Имеют ли еретики благодать таинств? / /Церковность, №1, 2000. С. 14-21). — Прим. ред.
6.Многие ИПХ придерживаются именно такой последовательной линии рассуждений. С их точки зрения, для признания «официально­го мирового Православия» безблагодатным еретическим сборищем не требуется созыва никаких Всеправославных соборов. Соборный суд Церкви, по их мнению, является в данном случае излишним, т. к. здесь и так всё слишком очевидно. Большинство из них считают, что вполне вселенским авторитетом обладают те поместные осуждения World Orthodoxy, которые время от времени произносились собори- ками или отдельными иерархами «истинно православных церквей» по всему миру (например, признание Священноначалием ИПЦ Греции в 1935 г. безблагодатности таинств новостильников; аналогичные по содержанию послание Флоринского митр. Хризостома от 1950 г. и постановление флоринитского собора 1974 года; анафему ереси эку­менизма, произнесённую собором РПЦЗ в 1983 г.; анафематствование одним из двадцати нынешних синодов ИПЦ Греции (т. н. хризосто- мовцев) основоположников новостильничества и экуменизма: покой­ных патриархов Константинопольских Мелетия (Метаксакиса) и Афинагора (Спиру) и архиепископа Афинского Хризостома (Пападо- пулоса) в 1998 г.; произнесённые некоторыми группками российских катакомбников проклятия в адрес сергиан и экуменистов из «совет­ской» РПЦ МП и т. д. и т. п.). — Прим. ред.
7. Т. е. епископами РПЦЗ. — Прим. ред.
8. Это должно было быть сделано по следующей причине. Согласно 80-му Апостольскому Правилу, 10-му правилу Сардикийского собора и 17-му правилу Двукратного собора, возведению какого-либо лица в епископское достоинство должно непременно предшествовать прохождение им всех нижестоящих священных степеней (от чтеца до пресвитера). Правда, по всей видимости, до IIIIV вв. поставление мирянина сразу же во епископы, минуя промежуточные этапы, не считалось чем-то слишком противозаконным, да и в последующей истории Церкви встречались исключения из названных правил. Но, как сказано по этому поводу в 10-м правиле Двукратного собора, хотя многие из возведённых в архиереи таким ≪коротким≫ путём ≪и превзошли других добродетелию, и возвысили порученные им Церкви≫, при всём при этом ≪редко бываемого не должно поставлять в закон Церкви≫. — Прим. ред.
9. Старостильники мотивировали такие свои действия следующим образом: раз всё священноначалие Элладской Церкви ≪впало в ересь≫, то не остаётся ничего другого, как обратиться к другой Поместной Церкви за помощью в восстановлении ≪законной православной иерархии≫. Но на один весьма существенный момент зилоты предпочли закрыть глаза: в то время РПЦЗ находилась в полном общении и с Вселенским Патриархатом, и с Элладской Церковью, и с другими новости л ьниками, т. е. сама была втянута в ≪еретическую (с точки зрения зилотов) орбиту≫. — Прим. ред.
10. Хиротонии флоринитов были совершены зарубежными епис­копами Серафимом и Леонтием в то время, когда предстоятелем РПЦЗ был митр. Анастасий, который не одобрил «самодеятельнос­ти» двух своих архиереев. После его ухода на покой в 1964 г. пер­воиерархом РПЦЗ стал митр. Филарет. Некоторое время спустя, в декабре 1969 г., возглавляемый им зарубежный Синод обратился с особым посланием к тогдашнему главе флоринцев архиеп. Авксен- тию. В послании говорилось, что РПЦЗ «признаёт действительность архиерейских хиротоний. блаженнопочившего архиепископа Ака­кия и последующие хиротонии епископов Вашей Святой Церкви. В соответствии с этим. наш Архиерейский Синод рассматривает ва­шу иерархию как братьев во Христе, находящихся в полном обще­нии с нами» (Цит. по: Воздвижение. 1994, №1. С. 4). Таким обра­зом, зарубежниками была признана законность флоринитской иерархии и установлено полное церковное общение с ней.
Спустя два года, в 1971 г., РПЦЗ установила общение и с са- мосвятами-матфеитами, предварительно «исправив» их антикано- ничные «хиротонии» через возложение рук на их «иерархов». (Ни среди греческих старостильников, ни среди самих зарубежников не было и нет до сих пор однозначного толкования этого «возло­жения рук»: согласно матфеевцам и митр. Филарету, это было простое благословение, равнозначное разрешительной молитве в таинстве исповеди; согласно же флоринцам и секретарю Синода РПЦЗ еп. Лавру, это было действие, равнозначное повторной (те­перь уже законной) хиротонии. Текст постановления Синода За­рубежной Церкви от сентября 1971 г. об условиях принятия в об­щение матфеитов говорит скорее в пользу второй точки зрения (см. его в В. К. Краткий очерк экклесиологических и юрисдикци­онных споров в Греческой Старостильной Церкви и их историчес­кая связь с судьбами РПЦ. Изд. Вестника ИПХ «Русское Право­славие», СПб, 1998. С. 16-19)).
В 1974 г. матфеевцы, желая убедиться в «истинной православности» РПЦЗ, потребовали от её Синода открыто анафематствовать все новостильные и экуменические Поместные Церкви и в том числе сергианскую РПЦ МП. Зарубежники на это, естественно, не пошли
(хотя часть из них и сочувствовала такой ≪ревности≫ греков). И тогда в 1975 г. матфеиты порывают всякое общение с РПЦЗ, а в 1976г. вообще провозглашают её схизматическим сообществом.
В 1975 г. Зарубежная Церковь, устав от дрязг и неразберихи в среде греческих старостильников, сама официально порывает связи с начавшими дробиться флоринитами, приняв соборное решение не иметь общения со всеми зилотами, ≪пока они между собою не объединятся≫. Но неофициальное общение зарубежников с флоринцами продолжалось ещё не один год.
В 1994 г. уже при следующем первоиерархе, митр. Виталии, РПЦЗ установила полное общение с одним из многих флоринитских толков — ≪Синодом противостоящих≫, возглавляемым митр. Оропосским и Филийским Киприаном. А через него — и с той частью старостильников Румынии и Болгарии, которая была в общении с киприанитами с 1993 г. (К слову, иерархия Румынской ИПЦ, подобно иерархии греков-матфеитов, берёт своё начало от единоличной хиротонии, совершённой в 1955 г. митр. Галактионом, т. е., по сути, тоже может быть названа самосвятской. Епископат же для ИПЦ Болгарии был поставлен совместно киприанитами и румынами-самосвятами в 1993 г. Позже и у румын, и у болгар появилось сразу несколько других, ≪альтернативных≫ зилотских иерархий, поставленных для них иными толками греческих ИПХ и не имеющих общения ни с РПЦЗ, ни со своими предшественниками по ≪священной борьбе≫). В 1995 г. РПЦЗ приняла в общение группировку греков-старостильников, проживающих на территории США, возглавляемую еп. Асторийским Петром.
Итак, признание Зарубежной Церковью законности иерархии греческих ИПЦ действительно состоялось. (См.: В. К. Краткий очерк экклесиологических и юрисдикционных споров в Греческой Старостильной Церкви и их историческая связь с судьбами РПЦ. Изд. Вестника ИПХ ≪Русское Православие", СПб, 1998; Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917—1999). Пер. с англ. Изд. ≪Алетейя≫, СПб, 2001). — Прим. ред.
11. Мелетий (Метаксакис) (1871—1935) — личность по-своему уникальная, одна из ключевых фигур в истории обновленческо экуменического движения, один из ≪злых гениев≫ православного Востока. Член (под № 44) масонской ложи ≪Гармония≫ с 1910 г. («Pythagore-Equerre», v. 4, p. 7-8, 1935). С 1918 по 1921 — архиепископ Афинский и всея Эллады, с 1921 по 1923 — патриарх Константинопольский, с 1926 по 1935 — патриарх Александрийский, в 1935 г. предпринял попытку стать патриархом Иерусалимским, но не преуспел.
В свою бытность архиеп. Афинским, он начал подготовку календарной реформы в Греческой Церкви, попытался запретить совершение всенощных бдений, неоднократно участвовал в молитвах с инославными, а кроме того — неканоничным созданием национальной ≪Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки≫ положил начало дроблению православных в США на многочисленные юрисдикции по этническому признаку.
Став Вселенским Патриархом, Мелетий стал действовать буквально ≪по-папски≫ и беззаконно отторг от Русской Церкви огромные территории в Западной и Центральной Европе, в Финляндии, в Эстонии и Польше, а от Сербской Церкви — большие епархии в Венгрии и Чехословакии. Всем этим ≪аннексированным≫ церковным областям он даровал антиканоничные автономии.
В 1923 г. Мелетий созвал в Константинополе т. н. Всеправославный собор, на который съехались всего девять членов: шесть епископов, один архимандрит и двое мирян, причём ни один из них не был официальным представителем какого-либо Патриархата. Наиболее скандальными решениями этого ≪собора≫ были: исправление юлианского летоисчисления и александрийской пасхалии с целью календарного сближения с католиками и протестантами; дозволение клирикам вступать в брак после хиротонии и введение второбрачия духовенства; разрешение священнослужителям стричь волосы, брить бороды и не носить рясы; сокращение и ослабление постов.
В это же время Мелетий принял в общение российских раскольников-обновленцев, т. н. Живую церковь, признав её ≪единственным законным правящим органом Российской Православной Церкви≫. Подтолкнуло его к этому шагу, видимо, то, что ≪живоцерковники≫ осуществляли масштабную программу модернистских реформ, очень напоминавшую его собственную, выдвинутую им на ≪Всеправославном соборе≫.
Даже после своего смещения с Константинопольской кафедры, Мелетий продолжал активно влиять на жизнь православного Востока и всеми силами способствовал введению нового стиля («исправленного юлианского календаря») в Элл адской, Константинопольской и Румынской Церквах. Мало того, что реформа эта была проведена неканоничным, антисоборным путём, она ещё и привела к ужасным расколам, не уврачёванным и по сей день. Став в 1926 г. патриархом Александрийским, он ввёл новый стиль и в этой Поместной Церкви. Продолжал он оказывать и ≪моральную поддержку≫ российским обновленцам. Не прекращал все эти годы Мелетий и практики совместных молитв с еретиками (См. о нём: Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917—1999). С. 87-114; Православие или смерть! № 1, 1997. С. 6). —Прим. ред.
13. Первый румынский патриарх Мирон (Кристя) (1868—1939) ввёл новый стиль в Румынской Церкви в 1924 г., что породило старостильный раскол, аналогичный греческому. Дважды, в 1926 и 1929 гг. изменял в ней день празднования Пасхи, приспосабливая его к западной пасхалии. — Прим. ред.
14. . Это, к сожалению, не совсем верно. Раскол на календарной почве в Румынской Церкви всё же произошёл и продолжается и по сей день. Сегодня румынские старостильники разделены на несколько толков, один из которых имеет самостоятельную иерархию местного происхождения (возглавляемую митр. Власием), а остальные, в разное время отделившиеся от него, подчинены некоторым из синодов греческих ИПХ. — Прим. ред.
15. Подобная практика совершения таинств для инославных существовала и в Русской Церкви. Так, определениями Священного Синода от 25. 01. и 21. 06. 1867 г. православным священникам позволялось совершать требы и таинства для униатов (т. е. римо-католиков восточного обряда), когда последние будут о том просить (см.: Практическое руководство при совершении приходских треб. Сост. — свящ. Н. Сильченков. СПб.: ≪Сатис≫, 1994. С. 11). Спустя сто лет, в 1969 г., Священным Синодом РПЦ МП было разрешено преподавать Таинства старообрядцам и католикам, правда, спустя десяток лет с небольшим, указ этот был отменён. На протяжении всего двухвекового синодального периода в нашей Церкви практиковались смешанные браки православных с инославными, которые также являются формой совершения таинств (в данном случае — Таинства Венчания) для еретиков. — Прим. ред.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий