16. Совместные молитвы с инославными стали практиковаться в Русской Церкви ещё с конца XIX в. Так, в 1898 г. делегация РПЦ во главе с архиеп. Выборгским и Финляндским Антонием (Вадковским) присутствовала в Лондоне на торжественных богослужениях Англиканской церкви в связи с юбилеем королевы Виктории. Не обошёлся без совместных молитв и визит в Россию епископа Американской Епископальной церкви Графтона в нач. XX в. Сопровождалось ими и посещение России в 1912 г. официальной делегацией Церкви Англии. Причём принимали участие в такого рода экуменических молениях и многие из святых нашей Церкви: свт. Тихон, патр. Московский (в свою бытность архиеп. Американским), свщмч.
протопр. Александр (Хотовицкий) и др. Практиковались тогда в Русской Церкви не только очные, но и заочные совместные молитвы с инославными, сродни православным ≪молитвам по согласию≫. Речь идёт об участии в т. н. ≪Неделе молитв о церковном единстве≫, провозглашённой в 1918 г. протестантской экуменической комиссией ≪Вера и церковное устройство≫. Свт. Тихон писал секретарю этой организации Роберту Гарднеру: ≪Я буду всегда в указанное Вами время ревностно молиться об объединении всех христиан. В настоящее беспокойное время... особенно необходимо для нас, верных друг другу друзей, объединиться как можно ближе для защиты христианской веры. Призываю на Вас благословение нашего Спасителя≫. В том же году свт. Тихон от имени Поместного Собора Русской Церкви (Москва, 1917—1918 гг.) обратился с посланием к председателю той же комиссии епископу К. Андерсону, в котором ≪призывает всех христиан объединиться в горячих
молитвах с Русской Церковью в её борьбе против врагов Христа и религии≫, также посылает благословение комиссии по созыву уже всемирной экуменической конференции движения ≪Вера и церковное устройство≫ (см.: Боровой В., протопр., Буевский А.С. РПЦ и Экуменическое движение (историко-богословское обозрение) / / В сборнике Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902—1998. Изд. 2-е, ОВЦС МП, Москва, 1999. С. 24-29).
Ситуация с экуменизмом в Русской Церкви тогда напоминала нынешнюю: с одной стороны — наблюдались неканонические действия со стороны некоторых иерархов, клириков и мирян (даже святых!), а с другой стороны — соборный голос Церкви выражал вполне православное учение об отношении к инославным. Вот примеры последнего: ≪...что касается нашего отношения к двум великим разветвлениям христианства — латинянам и протестантам, то Российская Церковь вместе со всеми Автокефальными Православными Церквами всегда молится, ждёт и пламенно желает, чтобы эти некогда чада Матери Церкви и овцы единого стада Христова, а теперь завистию вражиею отторгнутые и заблудшие, ≪покаялись и пришли в познание истины≫, чтобы они снова возвратились в лоно Святой Соборной и Апостольской Церкви, к своему Единому Пастырю. Мы верим искренности веры их во Пресвятую и Живоначальную Троицу и потому принимаем крещение тех и других. Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков, их принимаем в сущем их сане (подобно тому, как принимаем армян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства). ≪Сердце наше расширено≫ (2 Кор. 6, 11), и всё возможное готовы мы сделать,
чтобы способствовать утверждению на земле вожделенного единства≫... Да прострётся наша любовь и на... заблудших братии наших...
Привлечь снова в лоно единой Церкви этих людей ... является ближайшей задачей нашей Церкви и нашим непременным и прямым долгом...» (Ответное Послание Св. Правит. Синода ко Вселенской Патриархии // Церковные Ведомости, 14 июня 1903 г. № 24. С. 252256). «Что касается отношения к христианам инославных исповеданий, то Русская Церковь в пределах, доступных для неё как частной Церкви, не оставалась безучастной к судьбе этих заблудших овец, особенно когда они обнаруживали склонность и желание познать истину, а также более, когда прямо обращались с просьбой о духовном руководстве и помощи» (Ответное Послание Св. Правит. Синода ко Вселенской Патриархии // Церковные Ведомости, 14 января 1906 г. № 2. С. 33). Поместный Собор РПЦ 1917-18 гг. принял решение о создании особого отдела (“постоянной комиссии с отделениями в России и за рубежом”) по соединению Христианских Церквей (аналога нынешнего ОВЦС МП), при этом искомое единство должно было быть достигнуто через их «объединение с Православной Церковью на основе учения и Предания Древней Вселенской Церкви» (Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902—1998. Изд. 2-е, ОВЦС МП, Москва. 1999. С. 66).
Принятый юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», несмотря на некоторую «сыроватость», выдержан вполне в духе процитированных выше документов начала XX в. Таким образом, как невозможно было упрекнуть нашу Церковь в «неправославии» в те далёкие годы, так же невозможно сделать это и сейчас. — Прим. ред.
17. Т. е. Мелетий (Метаксакис), будущий Вселенский, а затем Александрийский патриарх (см. сноску на стр. 129-130).
18 18. Ламбетские Конференции — созываемые каждые десять лет, начиная с 1867 г. конгрессы Англиканских церквей всего мира, т. е. сво-
еобразные ≪вселенские соборы≫ англикан и епископалов. — Прим. ред.
19. Герман, архиеп. Фиатирский — на протяжении десятков лет бессменный официальный представитель Вселенского Патриархатана всех крупных экуменических конгрессах. Один из отцов и вождей «православного экуменизма». — Прим. ред.
20. Это утверждение можно перенести и на греческих старостильников и их соратников. Справедливости ради следует заметить, что,
несмотря на многочисленные и крупные погрешности, допущенные их иерархами и священниками, несмотря на строгость церковного суда в отношении них, Господь всё же являл случаи явной святости в их среде. Так, митрополита Флоринского Хризостома, одного из основателей ИПЦ Греции, стороживший его в ссылке полицейский видел во время молитвы окружённым ослепительным светом (см. Послесловие В. Лурье к книге: Мейендорф И., прот. Жизнь и труды Свт. Григория Паламы. Введение в изучение / / Византинороссика, СПб., 1997. С. 370.) А уже после его кончины, когда проводилась эксгумация его останков, все присутствующие ощутили сильнейшее благоухание. Известны и случаи исцелений по молитвам у его гробницы (см. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917—1999). С. 258-260.) Другого деятеля ≪истинного Православия≫, митрополита
Филарета (Преображенского), Первоиерарха РПЦЗ, несмотря на всю его ≪ревность не по разуму≫, Бог почтил полным нетлением мощей ипосмертными чудесами (см.: Вертоградъ информ, № 11 (44), 1998. С. 15-16). Действительно, ≪кто бо разуме ум Господень? Или кто со-
ветник Ему бысть?≫ (Рим. И, 34). — Прим. ред.
21. Преподобный Иустин (Попович) (1884—1979) — великий сербский святой XX в. Подвижник, богослов, философ, миссионер, исповедник Православия, духовное чадо другого современного великого сербского святого — свт. Николая (Велимировича). Воспитатель целой плеяды ревнителей Православия, среди которой и многие нынешние архиереи Сербского Патриархата. Его называли ≪совестью Сербской Православной Церкви и народа≫. За свою бескомпромиссность постоянно подвергался жёстким преследованиям со стороны коммунистического режима, а с 1948 по 1979 гг. он фактически держался в заточении в монастыре Свв. Архангелов в Челие. Будучи непримиримым борцом с ересью экуменизма и проэкуменическим курсом современной Сербской Церкви и других Поместных Церквей, преп. Иустин тем не менее не порывал общения
с ≪Мировым Православием≫ (об этом свидетельствуют его близкие духовные чада, а все россказни зилотов насчёт его ухода в раскол
являются не более чем бездоказательными слухами, вы даванием желаемого за действительное). Всенародное почитание святого началось сразу же после его кончины. О. Иустин прославлен от Господа многими знамениями и чудесами. — Прим. ред.
22. Правило это гласит: ≪Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения со своим патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои под предлогом некоторых обвинений отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденные святыми соборами или отцами, когда, то есть,
он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимье, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений≫. — Прим. ред.
23. В ожидании соборного решения такой ≪непоминающий≫ клирик может предпринять следующее:
а) взять у своего епархиального архиерея (чьи слова или действия его смущают) ≪Отпустительную грамоту≫ и каноническим путём перейти на служение в другую церковную область, которой управляет ничем не запятнавший себя законный епископ, или в другую Поместную Церковь;
б) если же такой возможности не предоставится, то, не примыкая ни к каким сомнительным церковным группировкам, до времени поминать просто ≪всякое епископство православное≫. (Так, например, в XIII в. при смене Константинопольского патриарха, до избрания нового, монашествующие и клирики патриаршей области поминали ≪всякое епископство православное≫. И в греческой Италии с XI по XVI вв. Церковь также поминала только ≪всё епископство≫ в целом. (См.: Taft, A. History of the Liturgy... Vol.IV. P. 138-139). — Прим. ред.
24. К великому сожалению, этого не произошло. Все преемники Афинагора на Вселенском престоле: и патр. Димитрий, и нынешний патр. Варфоломей — стали усердными продолжателями всё того же обновленческо-экуменического курса, который проводил в жизнь их предшественник. — Прим. ред.
25. На сегодняшний день существует около двадцати (!) враждующих друг с другом группировок греческих ИПХ. Постоянное внутреннее дробление — один из характернейших признаков глубокой экклесиологической повреждённости (ср. с русскими раскольниками-старообрядцами, разделившимися на сотни мелких и крупных толков и согласий, не имеющих общения друг с другом; или с несколькими десятками мелких российских ИПЦ, претендующими на преемство с катакомбной церковью, но чаще всего являющимися не более чем сектами; или каждый день появляющимися на свет по всему миру всё новыми и новыми протестантскими деноминациями). — Прим. ред.
26. То же можно сказать и о разных группах наших российских раскольников. Так, старообрядцы «по акривии» порвали с Патриаршей Церковью из-за совершённых ею простых обрядовых изменений, увидев в них измену Православию и кошмарную ересь. Между тем сами, оставшись без иерархии, стали решать возникшую проблему «по икономии», т.е. абсолютно беззаконными путями: одни вообще, по примеру протестантов, заявили о возможности существовать без института священства (“беспоповцы”), другие — ввели у себя ан- тиканоничную практику совершать над беглыми священниками из «никониан» чин приёма в «церковь» из «ереси» руками простых мирян (“беглопоповцы”); третьи — «восстановили» себе самосвятский лжеепископат посредством единоличной «хиротонии», совершённой за деньги (“поповцы”). Многие наши доморощенные ИПХ и ИПЦ, претендующие на историческое преемство с катакомбной церковью, обвиняя РПЦ МП во всех смертных грехах, тоже издавна стали допускать в своей среде неканоничные «епископские хиротонии», совершаемые единолично (естественно, тоже по “икономии”).
Очень громко о своей борьбе за чистоту вероучения и канонов заявляет т. н. Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ), т. е. суздальский раскол (именно в Суздале находится его главный очаг), или валентиновцы (по имени своего лидера — “митр. Суздальского” Валентина (Русанцова)). РПАЦ составляют в основном люди в своё время «по акривии» покинувшие РПЦ МП (из-за её “сергианства и экуменизма”) и примкнувшие к РПЦЗ. Но однажды «суздальцы» решили, что «борьба за каноническую чистоту» не может помешать им немного вольно отнестись к канонам Церкви, если только это соответствует интересам их группировки. В итоге они «по икономии» отделились и от зарубежников и образовали собственное «церковное управление», за что, естественно, были осуждены своим бывшим священноначалием. Для начала валенти- новцы объявили об административном неподчинении Зарубежному Синоду. А потом и начали рукополагать собственных епископов без всякого соборного или синодального благословения. И по всё той же «икономии» первая епископская хиротония в стане «суз- дальцев» была совершена всего двумя наличествовавшими у них тогда «архиереями» (хотя необходимо было участие минимум троих). Неудивительно, что зарубежное священноначалие отвергло эти рукоположения как незаконные.
Что же толкнуло валентиновцев на подобную «икономию»? Видимо, они решили «пожертвовать» некоторым количеством священных канонов, так сказать, «ради блага Церкви», т. е. ради последующего более успешного ведения борьбы за «истинное православие», как они его понимают. Т.е. для них в этом случае «цель оправдывала средства». Примечательно, что откололись они от РПЦЗ не по причине каких-либо её ересей, а только «в силу канонических нарушений представителей ЗЦ и согласно существующим законодательствам Российской Федерации» (см. протокол Суздальского епархиального съезда. от 22. 06. 1993 // Суздальский паломник, №№ 18-20, 1994. С. 120-121 и далее), т. е. по явно недостаточному для такого серьёзного шага поводу. Трудно спорить с тем, что политика РПЦЗ и в отношении своих приходов на территории стран СНГ, и в отношении остатков российских «катакомбных» общин, действительно далека от идеальной. Но если уж кто-то сам напросился в подчинение её Синоду, он должен до конца нести всю полноту канонической ответственности перед ним, иначе от церковной дисциплины останется только пустой звук. Желая хоть каким-нибудь «фиговым листочком» видимой каноничности прикрыть явную неприглядность своего деяния, РПАЦ объявила, что, разорвав с РПЦЗ административно, она всё же остаётся единой с ней духовно, в знак чего продолжает поминать главу зарубежного Синода митр. Виталия как своего предстоятеля (!). Непоследовательность таких шагов очевидна, а потому неудивительно, что спустя некоторое время, уже постфактум, валентиновцы, дабы оправдать себя, начали обличать РПЦЗ и в «ереси», и в грехе общения с другими «еретиками» (а с 2001 г. стали даже принимать к себе клириков из ЗЦ без ”отпустительной грамоты“ как уходящих от своего епископа ”по причине /его/ сближения с еретиками и экуменистами“). В общем, здесь налицо всё та же лукавая «икономия ради акривии», о которой пишет о. Епифаний, со всеми вытекающими из неё последствиями. — Прим. ред.
27. PG 99, 1085.
28. См. журнал ≪Экклисия≫ за 15. 05. 1968.
29. См. журнал ≪Экклисия≫ за 1 января 1969.
30. Синкретизм (от греч. <тиукртупац6<; — соединение) в данном случае — полное религиозное всесмешение, попытка соединить несоединимое, слить воедино разнородные элементы разных верований, неорганичное единство разных фрагментов чуждых друг другу уче-
ний. Такой подход к религии особенно характерен для оккультизма, теософии, антропософии и т. д. — Прим. пер.
Две крайности: экуменизм и зилотство.
Письма. Архимандрит Епифаний Феодоропулос
Издательство: Издательский Дом Святая Гора